Ростовчане пообщались с электромехаником атомного лихтеровоза «Севморпуть»
Ростов-на-Дону
27 августа

Ростовчане пообщались с электромехаником атомного лихтеровоза «Севморпуть»

Что такое «лихтеровоз»? Где учиться на «ледокольщика»? Как развлекаются северные моряки? О работе на Северном морском пути ростовчанам рассказал Сергей Омаров, электромеханик атомного лихтеровоза «Севморпуть» Росатомфлота, который провёл научную встречу «Атомные ледоколы и как на них работать».

Сначала спикер пояснил слушателям, что же такое «лихтеровоз»: это судно, созданное специально для перевозки грузов в лихтерах — грузовых несамоходных баржах. «Севморпуть», на котором работает Сергей, — единственное в мире транспортное судно с атомной энергетической установкой.

Далее эксперт провёл краткий экскурс в историю атомного ледокольного флота. Первым в мире ледокольным судном современного типа стал российский буксирный пароход «Пайлот», который использовался для почтово-пассажирского сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом. А первым ледоколом арктического класса был «Ермак».  Долго флотами всех стран использовались дизельные ледоколы, например, «Красин», который спас потерпевшую крушение итальянскую экспедицию в 1928 году. Но настоящим технологическим прорывом стал первый в мире атомный ледокол «Ленин», спущенный на воду в 1957 году и переданный в эксплуатацию 3 декабря 1959 года — он проработал более 30 лет и был выведен из эксплуатации в 1989 году.

Потом появилась «Арктика», которая стала первым надводным судном, достигшим Северного полюса 45 лет назад, 17 августа 1977 года. К этому типу относится и «50 лет Победы», на котором в настоящее время к самой северной точке Земли отправляют талантливых ребят в рамках проектов «Ледокол знаний» и «Ледокол открытий». Следующим типом ледокола стал «Таймыр», к которому относятся суда «Таймыр» и «Вайгач». Самыми современными проектами являются «22220» и «10510»: к первому относится «Арктика», «Сибирь» и строящиеся «Урал», «Якутия» и «Чукотка», а ко второму — ледокол «Лидер» с планируемой мощностью 120 мегаватт.

«Россия – единственная страна, обладающая своим атомным ледокольным флотом. В общем нам есть чем гордиться!» — подчеркнул Сергей.

Одним из самых интересных блоков научной встречи для слушателей стала демонстрация фотографий бытовой жизни ледокола. Спикер показал, что на каждом судне есть все условия для комфортной работы и досуга: библиотека, лекционный зал, бассейн с океанической водой, сауна (а на некоторых судах — даже две!), смотровой салон, лазарет и даже рентгеновский кабинет.

Также эксперт рассказал о том, как попасть на работу в «Атомфлот», о вузах, сотрудничающих с этим предприятием и о специальностях: от судовождения до ядерной энергетики и теплофизики. Среди слушателей было много ребят дошкольного возраста, и многие загорелись желанием пойти работать в «Атомфлот».

Ростовчан волновал вопрос и о радиационной обстановке на атомных ледоколах. Сергей поделился, что к этому относятся с большой внимательностью — за всё время существования ледокольного флота не произошло ни одной аварии, связанной с ядерными материалами. Недаром реакторы КЛТ-40, установленные в том числе на лихтеровозе «Севморпуть», установлены на самой северной АЭС в мире — плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов», обеспечивающей теплом и электричеством город Певек.

Встреча с настоящим членом экипажа ледокола оказалась очень интересной для южных слушателей. Спикеру продолжали задавать вопросы даже после лекции.

«Мероприятие для меня было очень интересным и увлекательным, даже несмотря на то, что я много знаю о нашем ледокольном флоте (скажу по секрету — я его даже пощупала вживую!). Очень здорово было пообщаться с настоящим атомным моряком!» — поделилась впечатлениями Полина Бринза, научный волонтёр ИЦАЭ и участник экспедиции «Ледокол знаний 2022».