Преподаватель ВШЭ объяснила владимирцам, как создать городскую уникальность
Уличное искусство и городские арт-объекты стали темой второго фестиваля «Загфест» во Владимире, который стартовал 6 августа и продлится месяц. Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира принял участие в открытии.
«Цель фестиваля — объединить локальных уличных художников и дать им возможность реализовать себя», — рассказала организатор фестиваля, художница Регина Яфасова.
Перед начинающими и профессиональными художниками, а также жителями города выступила эксперт ИЦАЭ Татьяна Кривошеева, кандидат экономических наук, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ. Она рассказала о том, как создавать оригинальные коммуникации и WOW-эффекты с помощью городских арт-инициатив.
Уличное искусство, по мнению спикера, обеспечивает городу устойчивую уникальность, но создание граффити, муралов и других арт-объектов сопряжены с рядом трудностей. «Между художниками и городской администрацией и жителями часто возникают точки напряжения. Для художников это самовыражение, высказывания по близкой теме, признание. Им важно быть услышанными и понятыми. А жителям и городской администрации важнее визуальная эргономика и friendly урбанистика», — пояснила Татьяна Кривошеева.
Уличное искусство – к сожалению или к счастью – в России играет роль заплатки: если что-то устарело, то уличное искусство помогает его оживить, уверена эксперт. Арт-инициатива, считает эксперт, должна быть первичнее, чем заплатки, хотя заплатки – это социальная задача.
В качестве примера удачной реализации арт-инициатив спикер привела торговый центр «Атриум в Москве», который с 2018 года постепенно превращается в галерею под открытым небом – художники расписывают его стены разными сюжетами.
«Заплаточный принцип плох тем, что он замкнут, локацию на какое-то время сделали актуальной, а дальше всё. Проект должен выходить в город и собирать вокруг себя творческие силы», — уверена Татьяна Кривошеева.
Креативная индустрия важна для небольших городов, где туризм и креатив в большинстве случаев единственный способ продвинуть город вперёд, потому что конкуренция между территориями возрастает.
«Устойчивый вектор современных представлений заключается в том, что креативные индустрии в большей мере полезны «вторым городам». Постепенное преобразование инфраструктуры города или другого населенного пункта, удержание или переориентация профессиональных кадров – вот задачи территориального маркетинга в региональных центрах и небольших городах, которая позволит уменьшить отток населения», — считает Татьяна Кривошеева.
Уличное искусство играет ещё одну важную, хотя и неочевидную роль – оно позволяет проводить реновацию. Так, например, Екатеринбург стал первым городом с необычной навигацией. Точки развития идей – нестандартный мерч города на основе сюжетов уличного искусства после создания необычного объекта в городе. Кроме того, уличное искусство помогает достичь быстрых побед в туризме за счёт соучастного продукта.
«Цель арт-инициативы – привлечь внимание жителей и туристов к культурному ландшафту территории через обнаружение и изучение интересных мест (зданий, площадей, парков, кварталов) и их историй, которые в результате интерпретации составляют уникальный портрет территории. Создаются лица гостеприимства, проводники по тому мероприятию которое происходит. Например, душа какого-то дома», — резюмировала эксперт.
Татьяна Кривошеева выступила на «Загфесте» в рамках федерального проекта сети ИЦАЭ «Энергия науки». Жители регионов получают возможность пообщаться с экспертами и учёными федерального масштаба, узнать о научных открытиях и прорывах, новейших тенденциях развития технологий и социальной среды.