В Кирове «разобрали на атомы» мосты
11 декабря в Кирове, в гриль-баре «Конюшня» прошло научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы». Историк, биолог и инженер обсуждали понятие мостов. Зрители узнали о мостах через уже не существующую в городе реку Сора и поняли, как кардиологи строят «мосты» в нашем организме из «подсобных материалов».
Открыл ток-шоу кандидат исторических наук Антон Касанов. Он сделал экскурс в историю вятского мостостроительства. По его словам, капитальные мосты стали строить на Вятке в конце XVIII века. Это связано с тем, что город стал центром губернии. «Из Петербурга приехал архитектор Филимон Росляков, который начал перепланировать город. Появилась задача устроить мосты в разных частях города. Так, первый мост был встроен в кремлёвскую часть города, потому что от посадской части её отделял ров, и проехать было проблематично», – рассказал историк.
Кроме того, в начале XIX века Росляков строил мосты через реку Сора. Сейчас этой реки нет – в городе от неё остались только овраги. «Например, второй мост был построен там, где сейчас пересекаются улица Казанская и Герцена, и назвали его «полицейским». По конструкции это была обычная земляная насыпь, но добраться из одной части города в другую можно было только через неё», – отметил Антон Касанов.
Далее, по его словам, в течение ста лет мосты строились очень активно, что упрощало путь из южной части города в северную и наоборот. В 1901 году построили последний мост через речку Сора – Никитский, там, где сейчас расположена улица Володарского.
Рассказывая о строительстве Старого моста через Вятку в середине XX века, Антон поделился шуткой: «В Кирове самый длинный в Советском Союзе мост. Потому что он строится пять лет». Есть версия, что строительство моста послужило поводом уничтожить находящуюся вблизи Феодоровскую церковь. На открытие сооружения должен был приехать Хрущёв, и, по городской легенде, чтобы генсек не фотографировался на фоне храма, его взорвали. Феодоровская церковь была последним построенным (в 1917 году) и последним взорванным (в 1962 году) в Кирове храмом.
Завершая мини-лекцию, Антон Касанов отметил, что важную роль в развитии города сыграло строительство путепроводов и Нового моста. Зрители попросили Антона поделиться городскими легендами о мостах. Спикер рассказал о мосте между Александровским садом и Набережной Грина, который приобрёл дурную славу «моста самоубийц».
Кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии КГМУ Елена Шушканова рассказала об аналогах мостов в нашем организме в кровеносной и нервной системах.
Так, она пояснила, что Варолиев мост соединяет правое и левое полушария нашего мозга. «Здесь проходят проводящие пути и ядра, обеспечивающие работу мимических, жевательных мышц. Факт того, что в центре мозга находятся такие важные структуры, позволяет обеспечить равномерную работу правого и левого полушарий», – заметила Елена Шушканова.
Аналогами мостов в нашем организме Елена Шушканова назвала анастомозы. Эксперт пояснила, что кровь проходит по сосудам, и, чтобы переместиться из одного сосуда в другой, клеткам крови нужно пройти через анастомозы. Этот механизм используется организмом для естественного снижения артериального давления.
Кроме того, анастомозы есть в организме плода. Они приспособлены для подачи кислорода в мозг, а после рождения они закрываются, пояснила биолог.
Елена Геннадьевна также рассказала об искусственно созданных в организме анастомозах. «Кардиологи строят мосты в нашем организме из подсобных материалов, – метафорично выразилась Елена Шушканова и пояснила, как проводится аорто-коронарное шунтирование. – При атеросклерозе кардиологи вырезают сосуды из конечностей и делают из них «обходные» пути, чтобы обеспечивалось кровоснабжение сердца».
«Бывают ли такие патологии, что анастомозы в организме плода не зарастают?» – спросила спикера зритель Валерия. «Самая известная патология плода – незаращение овального окна между правым и левым предсердием. Также Баталов проток может не зарастать, при этом нарушается лёгочное кровообращение», – ответила Елена Геннадьевна.
Продолжил разговор о мостах историк архитектуры, автор проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов, приехавший в Киров в рамках проекта сети ИЦАЭ «Энергия науки».
Айрат начал с того, что строительство мостов, наравне со строительством высоток и каналов, всегда являлось для человечества своеобразным испытанием, челленджем. «Но мосты особенно красивы своей инженерной дерзновенностью», – отметил историк архитектуры.
Вначале спикер описал историю Чугунного моста – первого моста, построенного из металла. Он был создан в Великобритании в 1770-е годы по инициативе промышленника, занимавшегося чугуном.
Далее эксперт рассказал о железнодорожном мосте на пути поезда из Петербурга в Москву. При его строительстве инженер Журавский предложил новую конструкцию ферм. «Согласно легенде на макете стяжки он сделал фермы из струн и доказал, что они дают разное натяжение», – рассказал эксперт.
«Ещё один интересный кейс – мост через Енисей в Красноярске, построенный в составе Транссибирской магистрали. Спроектировал его Лавр Проскуряков, а построил Евгений Кнорре, – рассказал Айрат. – При строительстве моста возникли следующие сложности: Енисей в этом месте имеет сильное течение, основание для моста слабое – грунты. Кнорре строил пролёты моста на берегу, а потом зимой они были надвинуты на опоры».
Завершилось ток-шоу небольшим конкурсом: Антон Касанов попросил назвать мосты, построенные в России за последние 30 лет. Зрители назвали более десяти мостов, но сделали вывод, что в любом случае строительство мостов в последние годы не такое активное.
«Разберём на атомы» — научно-популярное ток-шоу сети ИЦАЭ. Трое учёных разбирают одну и ту же тему исходя из своих научных интересов.