Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХК
06 ноября

Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХК

Презентация нового федерального проекта «Энергия науки» Информационного центра атомной отрасли прошла в Новосибирске. В мероприятии приняли участие представители министерства образования региона, ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» (НЗХК), а также известный российский журналист, редактор отдела науки журнала «Русский репортер» и учитель географии одной из московских школ Григорий Тарасевич. Он встретился с педагогами региона и провел мастер-класс для юных журналистов, предложив ребятам снять фильм об НЗХК для московских школьников.

САКРАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО НЗХК

Концепция проекта «Энергия науки», стартовавшего в Новосибирске, предполагает организацию дискуссионных площадок с участием экспертов в области образования, крупных ученых и представителей федеральных СМИ в 16 регионах присутствия информационных центров по атомной энергии. Цель — знакомство жителей страны с участниками и популяризаторами научного процесса в России, обсуждение наиболее актуальных проблем взаимодействия между научными институтами и обществом, а также поиск новых форматов продвижения науки для сети информационных центров по атомной энергии.

Участие Григория Тарасевича в «Энергии науки» началось с визита на НЗХК — одно из двух российских предприятий по производству ядерного топлива, входящее в компанию «ТВЭЛ». Редактор отдела науки «РР» познакомился с полным циклом производства ядерного топлива от изготовления порошка диоксида урана до упаковки тепловыделяющих сборок в специальные сверхпрочные контейнеры для перевозки. Предприятие произвело на Григория Тарасевича сильное впечатление, и в планах журналиста — написать об НЗХК для «Русского репортера». Правда, рассмотреть получение ядерного топлива он хочет не с привычной технической, а с философской точки зрения.

«Главное впечатление от посещения НЗХК — непривычное ощущение обыденности такой «сакральной» вещи, как ядерное топливо. Хожу под впечатлениями уже второй день и никак не могу найти метафору. В общем, думаю над этим, и, если материал получится, это будет, наверно, философское эссе», — сказал Григорий Тарасевич.

«ВРЕДНЫЕ ЗАПОВЕДИ» ОТ ГУРУ НАУЧНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

В рамках участия в проекте «Энергия науки» Григорий Тарасевич также поучаствовал в дискуссии «Наука для поколения интернета: проблемы продвижения научных знаний среди школьников» с педагогами региона. Одним из самых активных собеседников редактора «РР» на дискуссионной площадке информационного центра по атомной энергии Новосибирска стал заместитель министра образования науки и инновационной политики Новосибирской области Дмитрий Метёлкин.

Участники коснулись вопросов падение интереса к науке в России, взаимосвязь содержания школьных учебников и передовых научных идей, а также проблемы поиска формата для подачи интересных научных фактов для поколения «Фейсбука» и «Твиттера».

Говоря о будущем научной журналистики и научпопа, Григорий Тарасевич был настроен радикально — упрощать подачу материала для активных интернет-пользователей, которые приобретают навык «сканировать» информацию и теряют способность читать, редактор отдела науки «РР» считает тупиковым путем.

«Говорят, что современные дети не читают больше 140 символов в «Твиттере»». Но мы по-прежнему будем писать наши сложные тексты, и упрощать их не собираемся — не дождетесь. А опыт «РР», который, вопреки всем ожиданиям, наиболее популярен у студенческой аудитории, подтверждает нашу правоту», — сказал Григорий Тарасевич.

Представители поколения «Фейсбука» и «Твиттера», желающие стать журналистами и научиться писать сообщения больше 140 символов, пришли к Григорию Тарасевичу на мастер-класс.

«Меня в последнее время представляют чуть ли не как гуру, поэтому я решил вжиться в роль и попробовать говорить заповедями», — начал мастер-класс редактор отдела науки.

И дал очень простые «вредные советы», польза которых превосходит многие сложные учебники журналистики: «никогда не писать про любимую рок-группу», «не пользоваться диктофоном», «хотя бы раз в жизни написать плохую статью» и «никогда не поступать на журфак».

Общаясь с юными корреспондентами, Григорий Тарасевич рассказал, как ушел из пиара и почему никогда не будут опубликованы его фотографии, сделанные на кладбище после трагедии в Беслане. Юные журналисты задавали вопросы, спорили. Иногда стеснялись и не сразу находили нужные слова. Но взгляды были красноречивее — так о профессии им не рассказывал никто!

МОНСТРАЦИИ, «БОЕВЫЕ» ОТРЯДЫ АСПИРАНТОВ И ЖИЗНЬ БЕЗ «МАКДОНАЛЬДСА»

Продолжением мастер-класса стал телемост с московской школой, в которой Григорий Тарасевич вот уже больше года ведет географию.

«А вы тоже девятиклассники?» — спросили юных новосибирских журналистов ребята из Москвы.

«Нет, мы тут разного возраста», — отвечали они.

«Но такие же бардачные», — с философской улыбкой добавил Григорий Тарасевич.

После чего «бардачные» дети Новосибирска и Москвы больше двух часов наперебой задавали друг другу самые разные вопросы. В такой нестандартной форме у московских школьников прошел урок экономической географии.

И пока авторы мирно покоящихся в рюкзаках умных учебников рассказывали про территориальную организацию общества, население и хозяйство регионов, дети изучали «живую» экономическую географию, болтая с ровесниками из Новосибирска в окошке «скайпа». Новосибирские школьники интересовались, как часто ровесники ходят в фаст-фуд, а московские спрашивали, как новосибирцы живут без «Макдональдса». Обсудили ребята и культуру мегаполиса, удаленного от столицы на тысячи километров: рассказали о местных театрах, художниках, «монстрациях» (массовые художественные акции, первым городом проведения которых стал Новосибирск) . А еще — о том, как «боевые» отряды студентов и аспирантов академгородка держат в страхе местную шпану.

Для продолжения уроков занимательной экономической географии Григорий Тарасевич предложил новосибирским ребятам снять фильм о НЗХК, чтобы доступно и понятно рассказать своим сверстникам о таком сложном процессе, как производство ядерного топлива. Редактор «РР» пообещал распространить этот фильм в московских школах и интернете.

Дети идеей загорелись. Представители завода и информационного центра по атомной энергии Новосибирска — одобрили. И скоро юные журналисты Новосибирска, скорее всего, будут готовиться к съемкам.

Пока шел мастер-класс, за окном стемнело.

«Григорий, а вам такси когда вызывать?» — осторожно интересовались взрослые.

«Не надо, я на метро доеду», — отвечал редактор отдела науки.

«А мы проводим!» — радостно отзывались дети.

Кажется, юные корреспонденты Новосибирска и гуру российской научной журналистики Григорий Тарасевич отлично друг друга поняли.

Фото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХК