«Как рассчитать фундамент дома и сделать стиральный порошок? «Научная Открывашка»
6 ноября Информационный центр по атомной энергии Кирова провёл очередной эфир научно-познавательной программы «Открывашка». Темой эфира стала «Химия и математика. Как рассчитать фундамент дома и сделать стиральный порошок?»
Зачем в жизни нужна алгебра и геометрия? Вредны ли стиральные порошки и можно ли вообще сделать самому стиральный порошок? На эти вопросы ответили гости программы.
Илья Кокорин, ученик 10 класса МОКУ СОШ пгт. Мирный, на своём примере доказал, что математические формулы, которые мы учим в школе, пригождаются в жизни. Семье Кокориных выделили участок под жилое строительство, и вскоре они столкнулась с проблемой расчета материалов на фундамент. Определившись с тем, что они будут делать ленточный фундамент и заливные сваи, папа и Илья приступили к расчетам. Здесь уже потребовались знания математики. Илья рассказал зрителям, что ленточный фундамент с точки зрения математики — это прямоугольный параллелепипед, а сваи – это цилиндр. Например, для гидроизоляции сваи потребовалось вспомнить формулу боковой поверхности цилиндра, а для вычисления объёма цементного раствора потребовалась формула V=π·r²·h. Таким образом, Кирилл смог точно выяснить, сколько потребуется цементного раствора, рубероида и арматуры. Благодаря грамотным математическим расчетам, удалось сделать фундамент без издержек материалов, а также закрепить знания школьной программы. Илья еще больше полюбил математику, и собирается поступать на строительный факультет.
Ксения Рудакова, ученица 10 класса пгт. МОКУ СОШ пгт. Мирный, задалась вопросом, насколько современные средства для стирки безопасны. У многих людей есть аллергия на определенные химические вещества, которые содержатся в стиральных порошках. Так, Ксения узнала, что в стиральных порошках есть два вредных компонента – ПАВ и фосфаты. Они нарушают передачу нервных импульсов, разрушают клеточную мембрану, снижают иммунитет и т.д.
Исходя из этих выводов, школьница создала свой стиральный порошок – «Экомак», который не приносит вреда, и при этом гораздо дешевле экологичных порошков.
Эффективность своего порошка она проверила в ходе экспериментов. Так, она проверила порошки на уровень pH лакмусовой бумажкой, и сделала вывод, что в них есть щелочная среда, а в своём порошке нейтральная. Кроме этого, она провели эксперименты на определение уровня фосфатов, на отстирование загрязнений и т.д. Все эти эксперименты показали, что «Экомак» лучше справляется с загрязнениями, и при этом не приносит вреда.
Екатерина Акатьева, учитель географии в МОКУ СОШ пгт. Мирный и куратор научно-практических проектов ребят, отметила, что ребята самостоятельно определились с темой исследования, исходя из своих интересов, проявили инициативность, практикориентированность.
Запись эфира можно посмотреть по ссылке: https://vk.com/myatom_kirov?z=video-189209997_456239308%2Fdb3da83a712fd2dc1e%2Fpl_wall_-189209997