Атомоход «Ленин»: факты, о которых не все знают
Традиционный «Лекторий plus» в новом онлайн-формате 10 апреля провёл Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Новосибирска.
Тема лектория – «Атомоход «Ленин»: первый в мире» – и дата его проведения были выбраны неслучайно. Именно 10 апреля 1974 года указом Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в обеспечение арктических перевозок и использование атомной энергии в мирных целях атомный ледокол был награжден орденом Ленина.
О том, как создавался «Ленин», какие трудности возникали в ходе реализации уникального проекта и какие задачи стояли перед первым в мире атомным ледоколом, в прямом эфире рассказала ведущий специалист Арктического выставочного центра «Атомный ледокол «Ленин» ФГУП «Атомфлот» Анна Камахина.
«Атом, космос и балет – вот три советских тренда того периода, – отметила Анна Михайловна. – И роль мирного атома выделена справедливо. Созданный в Советском Союзе первый в мире атомоход – наглядное тому подтверждение».
В тридцатилетней «трудовой биографии» первенца российского атомного флота немало ярких страниц и достижений. В 1961 году состоялась первая высадка дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс – 10». В 1970 году «Ленин» возглавил эксперимент по продлению навигации в западном районе Арктики, в котором участвовало несколько ледоколов. В июне 1971 года атомоход первым из надводных судов прошел севернее Северной Земли.
Ледокол был лицом не только советского атомного флота, но и всей страны. В разные годы его посетили известные политические и культурные деятели. В их числе – Фидель Кастро, Юрий Гагарин, вице-президент США Ричард Никсон, Александра Пахмутова.
За 30 лет эксплуатации – с 1959 по 1989 годы – атомный ледокол «Ленин» провел через арктические льды 3741 транспортное судно, прошел более 654 400 морских миль, из них 563 600 – во льдах Арктики. Примерно такое же расстояние получится, если 30 раз обогнуть земной шар по экватору.
Опыт и традиции первого атомохода успешно были применены при строительстве следующих атомных ледоколов как в Советском Союзе, так и в современной России.
В течение трансляции поступило немало вопросов от зрителей. Их интересовало, какие традиции существовали на атомоходе, как подбирался состав команды и зачем «Ленину» сейчас капитан, раз он не выходит в море.
«На «Ленине», действительно, есть капитан. Атомоход сегодня – самая посещаемая достопримечательность Мурманской области. Он принимает много гостей. Обеспечение безопасности и порядка входит в задачу капитана и команды судна», – ответила Анна Камахина.
Отвечая на вопрос об обеспечении радиационной безопасности членов команды, спикер пояснила: «Атомоход был сконструирован таким образом, что толстый слой воды, стальные плиты и бетон надежно защищали обслуживающий персонал от радиации».
В 1989 году «Ленин» был выведен из эксплуатации и пришвартован у Морского вокзала Мурманска. В 2009 году на атомоходе был открыт выставочный центр. У участников трансляции была уникальная возможность свершить виртуальный тур по легендарному судну.
Завершился «Лекторий plus» традиционным квизом. Его победитель получит призы от ИЦАЭ Новосибирска и специальный подарок от Арктического выставочного центра «Атомный ледокол «Ленин» ФГУП «Атомфлот» – иллюстрированный альбом-каталог «Атомный ледокол «ЛЕНИН», который был издан ограниченным тиражом к 60-летию атомного ледокольного флота России.
Проект «Лекторий plus+» ИЦАЭ Новосибирска – это серия интерактивных лекций на актуальные, значимые для горожан темы. Он даёт новосибирцам возможность не только встретиться с известными спикерами в сфере науки и узнать много нового, но и на практике закрепить полученные в ходе лекции знания.