На «Научном антикафе» обсудили Нобелевскую премию по физике
Калининград
07 декабря

На «Научном антикафе» обсудили Нобелевскую премию по физике

6 декабря в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Калининграда прошла встреча с Павлом Васильевым, физиком, членом Астрономического сообщества БФУ им. И. Канта. Встреча-лекция была посвящена Нобелевской премии по физике 2019 года.

«То, что премию 2019 года дали за изучение в физике космоса, весьма примечательно. Вряд ли в ближайшие лет 10 такое повторится», — отметил Павел Васильев. Премия этого года была вручена американскому учёному Джеймсу Пиблзу, а также двум швейцарским физикам Мишелю Майору и Дидье Кило.

Спикер более подробно остановился на открытии американского астрофизика: «Джеймс Пиблз получил свою награду за открытия в области теоретической космологии, а именно — «за вклад в наше понимание Вселенной и место Земли в космосе». Своё главное открытие Пиблз совершил, начав с изучения работ двух своих предшественников, «вставших у руля космологии» – известного всем Альберта Эйнштейна, а также советского физика Александра Фридмана».

Карта реликтового излучения», полученная в 90-е годы прошлого века — основная заслуга Джеймса Пиблза в изучении космоса. В одной из моделей горячей и расширяющейся Вселенной прямым следствием является то, что где существует нагрев, там появляется и излучение. Пиблз первым объяснил, откуда берется это самое древнее, «реликтовое» излучение».

Павел раскрыл механизм этого явления: «Когда-то давно Вселенная была настолько горячей после самого первого своего расширения, что вещество и энергия были неотличимы. В какой-то момент Вселенная впервые остыла настолько, что вещество и энергия стали различимы, стали образовываться первые вещественные частицы, самые первые ядра атомов, кванты, фотоны, излучение. Это первое излучение и дошло до нас, естественно, многократно ослабнув по пути».

Также, по словам спикера, американец Пиблз смог, исходя всего лишь из сугубо теоретических представлений, а также используя прикладной математический аппарат, рассчитать и точно оценить температуру «реликтового излучения».

Открытие швейцарских ученых, разделивших лауреатство с Пиблзом, относительно недавнее – 1995 год. «За открытие экзопланеты, обращающейся вокруг звезды солнечного типа» — такая формулировка официально представлена научному сообществу по итогу Нобелевским комитетом.

Позднее, как рассказал Павел Васильев, таких экзопланет было открыто порядка четырёх тысяч, три из которых на сегодняшний астрономами названы «горячими Юпитерами». Продолжая исследования швейцарских нобелевских лауреатов, современные учёные и далее наблюдают экзопланеты, свойства их светимости и другие физические компоненты, а также, что немаловажно, условия на поверхностях этих планет. Об этом говорит сопутствующее этим исследованиям открытие так называемой системы Глизе – целого ряда экзопланет, на которых гипотетически возможна жизнь.

«Изучение космоса – одно из приоритетных направлений в физике среди множества других прикладных и фундаментальных. По сути, премия этого года была выдана за два новых направления в науке, аккумулировавших научные изыскания в этой области за последние 25 лет. И, несмотря на это, сейчас мы на самой первой ступеньке пути исследования планетарного пространства космоса, технологического совершенствования процессов и инструментов его исследования», — резюмировал Павел Васильев.

«Научное антикафе» – научно-популярный проект ИЦАЭ Калининграда, основными отличительными особенностями которого являются ориентированность на интеллектуальный досуг. По пятницам в ИЦАЭ можно сыграть в настольные игры, «Что? Где? Когда?», пособирать головоломки, познакомиться с книгами из научно-популярной библиотеки центра и посмотреть научно-популярные фильмы с их последующим обсуждением.