Любовь, математика и анхитерии: в Саратове обсудили семью учёных Ковалевских
Саратов
07 февраля

Любовь, математика и анхитерии: в Саратове обсудили семью учёных Ковалевских

Почему некоторые научные исследования Чарльза Дарвина публиковались на русском языке раньше, чем на английском? Правда ли, что остатки древних лошадей, изученные российским палеонтологом, подтвердили теорию эволюции? Как Софья Ковалевская стала первой женщиной – профессором математики? Узнать, как любовь к науке объединила учёных Владимира и Софью Ковалевских в одну семью, смогли гости Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Саратова 5 февраля. Тематический «ИЦАЭ OPEN: их связала наука» был приурочен ко Дню российской науки.

Как нейросети помогают проверить диагноз человека? Зачем нужен синхрофазотрон? Можно ли услышать «музыку сосудов»? Ответы на эти вопросы узнали участники интеллектуальный игры «Адреналин: День российской науки». Вопросы и комментарии к ответам были посвящены последним отечественным разработкам в сфере медицины и ИИ, робототехники и инженерии, новых материалов и энергетики.

Студент Энгельсского политехнического колледжа Святослав Суслин рассказал, какие достижения российских учёных ему запомнились: «Больше всего меня впечатлила новость об имплантации «заплатки» из стволовых клеток для заживления барабанной перепонки девушки. Порадовали вопросы про космическую радиацию и МКС, а также про коллайдер NICA – их мы сразу взяли».

Преподаватель ЛИЕН Инга Белолипцева поделилась впечатлениями об игре: «Ребята отнеслись к игре серьёзно, и над вопросами пришлось как следует поломать голову. Но маленькими шагами наша команда пришла к большой победе! После игры мы с ребятами ещё раз обсудили факты, о которых услышали. Их очень впечатлила информация о цифровом помощнике врачей “Доктор Пирогов” и уникальной операции на барабанной перепонке. А вопрос про легендарный синхрофазотрон и коллайдер NICA обрадовал уже меня».

Может ли изучение зубов и копыт вымерших лошадей принести мировую славу? О российском учёном, который «оживил» кости древних лошадей и доказал правоту Дарвина, рассказал Алексей Бирюков – кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры исторической геологии и палеонтологии СГУ имени Н.Г. Чернышевского, старший научный сотрудник Областного музея краеведения.

Владимир Онуфриевич Ковалевский известен миру как один из основателей эволюционной палеонтологии. Но при этом сфера занятий учёного была гораздо шире. Он получил юридическое образование, занимался предпринимательством и изданием естественнонаучных книг. Переписывался с Чарльзом Дарвином и стал одним из первых издателей его работ: «Так, труд Дарвина “Изменение животных и растений вследствие приручения” в 1868 выходит в переводе Ковалевского в России раньше, чем оригинал в Англии», – привёл пример спикер.

Владимиру Ковалевскому очень понравились идеи Дарвина, и он решил «не только стать проводником его идей, но и развить их». Уже в 1872 году Владимир получает степень доктора геологии в Йенском университете. В это время он активно общается с учёными-биологами того периода, сторонниками идей Дарвина: основателем учения о рефлексах Иваном Сеченовым, основателем учения об иммунитете Ильей Мечниковым (работал вместе со старшим братом Владимира Александром Ковалевским), палеонтологом и изобретателем термина «динозавр» Ричардом Оуэном, зоологом и создателем термина «экология» Эрнстом Геккелем, естествоиспытателем и ярым защитником эволюционной теории Дарвина Томасом Хаксли.

Что сделал сам Владимир Онуфриевич? Он хотел сделать палеонтологию самостоятельной биологической наукой, чтобы она перестала быть «служанкой геологии». «К тому моменту было накоплено и описано огромное количество видов и родов животных, но при этом об их родственных связях мало кто задумывался, как и о причинах появления и развития тех или иных групп», – поделился Алексей Бирюков.

В 1873 году учёный представил работу об анхитерии – древнем предке современной лошади, где описал изменение конечностей, зубов, черепа копытных. Исследовал Владимир Онуфриевич и предков парнокопытных – антрокотерий, а также хищных парнокопытных энтелодонов – «адских свиней». В результате он предложил «закон В.О. Ковалевского», описывающий изменение в строении видов животных из-за изменения экологической обстановки.

Интересна и личная жизнь Владимира Онуфриевича. В 1868 он заключил фиктивный брак с 18-летней девушкой, увлекшейся математикой – Софьей Корвин-Круковской. Брак был необходим девушке, чтобы поехать учиться в Европу. Впоследствии Софья Ковалевская стала первой женщиной – профессором математики, а брак с Владимиром перерос в настоящую любовь, и даже единственную дочь супруги Ковалевские назвали в честь матери.

«Владимир Ковалевский активно занимался наукой всего лишь 4 года, но вошёл в историю он именно как учёный. Его можно считать основателем эволюционной палеонтологии, проложившим основные пути эволюции. А в геологии он один из первых обратил внимание на континентальные отложения мелового периода», – завершил свою лекцию Алексей Бирюков.

Старшеклассница Варвара Поккине поделилась впечатлениями от выступления палеонтолога: «Лекция для меня оказалась очень познавательной, хотя я не особо увлекаюсь этой тематикой. Захотелось поглубже погрузиться в тему эволюции и теории Дарвина. Про Владимира Ковалевского и его коллег я слышала не раз, но вот с деталями его жизни и научных работ я познакомилась именно сейчас».

Другая посетительница ИЦАЭ Ольга Цветкова также отметила, что лекция вызвала искренний интерес к личности Владимира Ковалевского: «Я в ИЦАЭ уже не первый раз, и что радует – так это разнообразие тем ваших мероприятий, которые погружают в науку со всех сторон. Раньше я была на “Науке в мемах” и на лекции Максима Червякова, а теперь познакомилась с Владимиром Ковалевским и его эволюционной палеонтологией – и было не менее интересно».

Завершился вечер ток-шоу «Public Talk» о Софье Ковалевской. Её научную и творческую стороны жизни рассмотрели Алла Квитка, ассистент кафедры геометрии механико-математического факультета СГУ, и Анна Хрусталёва – доктор филологических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания СГУ.

Алла Квитка рассказала о раннем увлечении Софьи математикой и о фиктивном браке с Владимиром Ковалевским, благодаря которому девушка смогла учиться в Европе.

В 1874 году 24-летняя Софья под руководством Карла Вейерштрасса пишет три фундаментальных работы: «К теории уравнений в частных производных» с теоремой Коши-Ковалевской, «О приведении одного класса абелевских интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам» и «Дополнения и замечания к исследованию Лапласа о форме кольца Сатурна». Сам Вейерштрасс писал, что допустил бы каждую из этих работ в качестве диссертации на степень доктора.

Отдельное внимание Алла Квитка уделила теореме Коши-Ковалевской. Она рассказала о задаче Коши – одной из основных задач теории дифференциальных уравнений (обыкновенных и с частными производными). Задача состоит в нахождении решения (интеграла) дифференциального уравнения, удовлетворяющего начальным данным.

«Дифференциальные уравнения описывают достаточно много процессов в мире. Например, нагрев металлического бруска – с помощью дифференциальных уравнений можно понять, какое время необходимо на нагрев бруска до той или иной температуры», –  объяснила Алла. Она привела ещё один вариант использования дифференциальных уравнений – с помощью них можно моделировать изменения в популяциях, например, зайцев и волков.

Теорема Коши-Ковалевской – это универсальный критерий, который позволяет понять, есть ли решение у дифференциального уравнения. «Сама Ковалевская не придавала особого значения своей теореме, но для других она стала революционной», – дополнила спикер.

Также Алла рассказала о том, как Софья Ковалевская «поймала математическую русалку» – решила задачу, которую многие учёные считали неразрешимой. Эта задача посвящена вращению волчка со смещённым относительно оси симметрии центром масс. За это решение она получила премию Шведской королевской академии наук.

Сама Софья Ковалевская говорила: Математик – это всегда поэт в душе». О её поэтической душе рассказала гостям филолог Анна Хрусталёва. Софья сочиняла литературные произведения и писала журналистские тексты для отечественных журналов. Так, в журнале «Новое время» публиковала научные обозрения, рассказывая о современных достижениях науки: «В формате заметок, в краткой форме она описывает все последние изобретения учёных того времени. И Софью, и её мужа Владимира Ковалевского можно назвать популяризаторами науки», – отметила Анна Хрусталёва.

Литературные произведения Софьи, конечно же, отличались от научных обозрений. Так, в драме «Борьба за счастье», написанной в соавторстве со шведской писательницей Анной-Шарлоттой Леффлер, рассказывается о человеке, который хочет осчастливить весь мир.

«Софья Ковалевская воспринимала себя не только как математика, но и как писателя. Творчество было её вторым “я”. Она не просто математик, её личность гораздо шире», – поделилась филолог.

Отдельное внимание Анна Хрусталёва уделила произведениям, авторство которых приписывается Софье Ковалевской, но не имеет подтверждения. Изучение авторства этих произведений – актуальная тема и сегодня.

Студентка Маргарита Колесникова отметила особую атмосферу «Public Talk»: «Во время ток-шоу не было никакого напряжения, оно получилось довольно камерным и можно было поговорить со спикерами более откровенно. История об активной литературной деятельности Софьи и сотрудничестве со шведской писательницей Анной-Шарлоттой Леффлер стала для меня приятным открытием».