Определены победители региональных этапов II турнира по дебатам «Убеди меня!»
25 декабря

Определены победители региональных этапов II турнира по дебатам «Убеди меня!»

179 команд приняли участие в региональном этапе II турнира по дебатам «Убеди меня!» для старшеклассников и студентов средних профессиональных учебных заведений. Соревнование прошло в октябре-декабре 2025 года в 19 регионах присутствия сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ). В каждом из них определена команда-победитель. 15 января им предстоит встретиться на играх федерального этапа турнира.

Турнир по дебатам «Убеди меня!» – это командное состязание в ведении регламентированной дискуссии. Поединки регионального этапа были организованы на площадках ИЦАЭ Владимира, Воронежа, Екатеринбурга, Ижевска, Калининграда, Кирова, Красноярска, Курска, Мурманска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Обнинска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Саратова, Смоленска, Томска, Ульяновска и Челябинска. Самыми массовыми стали соревнования в Курске – в них приняли участие 24 команды.

Игры проходили по «круговой системе»: каждая команда участвовала в нескольких поединках, набирая баллы. Участники дискутировали на темы, связанные с наукой и технологиями. Например, рассуждали, нужно ли сделать изучение работы с нейросетями обязательным школьным предметом.

Особенность дебатов в том, что позицию, которую необходимо отстаивать, – «ЗА» или «ПРОТИВ» – участники узнают за полчаса до игры, таким образом они готовятся заранее к обоим сценариям игры и изучают тему со всех сторон.

«Нам было интересно готовиться: темы нестандартные, и то, что мы искали информацию по ним, расширяло наш кругозор. До игр мы не задумывались над тем, куда попадают наши аккумуляторы после использования телефона. Про то, что существует кардиопластырь, вообще не знали. Ну и в финале мы знакомились с квантовыми технологиями и вопросом колонизации Луны. Это всё очень интересно для подростков, и этим можно популяризировать науку», – поделился впечатлением Андрей Суворов, участник команды «Диванные эксперты» из Кирова.

Дебаты «Убеди меня!» включают 4 раунда: заявление позиции, критика позиции оппонентов, вопросы и ответы, заключительное слово. Каждый этап ограничен во времени и оценивается жюри по трём критериям: аргументация, ораторское мастерство, а также юмор и находчивость.

Проект «Убеди меня!» призван развить важнейшие современные компетенции, известные как «формула 4К»: коммуникационные способности, умение мыслить критически, проявлять креативность и эффективно сотрудничать.

«Участие в дебатах «Убеди меня! » стало для меня одним из самых ярких и продуктивных опытов этого года. Признаюсь, сначала было немного волнительно – все-таки выйти и публично отстаивать свою точку зрения требует определенной смелости. Но любопытство и желание прокачать свои навыки убеждения взяли верх, и я ни разу об этом не пожалела! Подготовка к каждому раунду — это отдельная история. Пришлось не просто заучивать факты, а глубоко погружаться в тему, анализировать аргументы с разных сторон, предвидеть контраргументы оппонентов. Это тренирует не только эрудицию, но и критическое мышление: ты начинаешь смотреть на привычные вещи под совершенно новым углом. Я настоятельно рекомендую всем, кто хочет развить свою риторику, критическое мышление и умение доказывать свою правоту, попробовать себя в дебатах. Это бесценный опыт, который пригодится как в профессиональной, так и в повседневной жизни», – прокомментировала участница команды «Орлы» из Ижевска Ксения Вепрева.

Судьями в ходе турнира выступали филологи, преподаватели логики, тренеры по практической риторике и эксперты в атомной отрасли. Во многих центрах помимо самих игр была организована программа дополнительных событий: эксперты провели мастер-классы по публичным выступлениям и полемической грамотности, разбирали с участниками типичные ошибки в ведении дискуссии.

«Формат дебатов оказался невероятно интересным. Раньше я только слышал про него, а ИЦАЭ предоставил мне возможность принять в нём участие самостоятельно. Я убедился, что в дебатах важно не только то, что ты говоришь, но и то, насколько уверенно ты говоришь. Нужно учитывать всё: свой голос, речь, куда ты смотришь, как ты стоишь, как ты жестикулируешь. Я вообще считаю, что в школе уроки истории и общества должны проходить именно в таком ключе», – рассказал Глеб Недосекин, участник команды «Номер 1» из Воронежа.

В Смоленске готовиться к дебатам участникам помогли специалисты управления коммуникации Смоленской АЭС, призеры премии «Человек года Росатома».

А ИЦАЭ Екатеринбурга провёл региональный этап турнира в рамках конкурса учебно-исследовательских проектов «Курчатовские чтения», организуемом Белоярской АЭС. Участники побывали на экскурсиях по радиофакультету Уральского федерального университета и биофизической станции Уральского отделения РАН.

Теперь 19 команд, одержавших победу в своих городах в ходе регионального этапа, должны встретиться на федеральных играх в режиме телемоста. Поединки федерального этапа пройдут по системе «игра на выбывание». 15 января состоятся первые встречи, их победители пройдут в следующие игры соревнований. Победитель всего турнира определится в начале февраля. Трансляции игр будут доступны на страницах Информационных центров по атомной энергии в социальной сети ВКонтакте.