Человек и атомоход: в Саратове обсудили, как попасть в Арктику
Зачем нужны атомные ледоколы? Насколько важен Северный морской путь (СМП), и почему в этом году празднуют его 500-летие? Как учёные работают в Арктике, и могут ли её изучать школьники? Ответы на эти вопросы узнали 5 декабря гости Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Саратова на тематическом «ИЦАЭ OPEN: 500 лет Северному морскому пути».
Началась программа арктического дня с семейного мастер-класса. Участники смастерили из бумаги ледоколы, узнали, как устроены атомоходы, и установили в них миниатюрные «ядерные реакторы». Корабль из бумаги отправился в плавание по Северному Ледовитому океану – по маршруту Северного морского пути.
«Мне и моему восьмилетнему сыну понравился мастер-класс. Мне кажется, что подобные мероприятия очень полезны для детей такого возраста. Сын сам сложил ледокол и сделал поделку, приклеил на неё разных арктических зверушек. И в то же время мы узнали, как работают атомные ледоколы и зачем они нужны, а также какие животные населяют Арктику – особенно запомнили, что пингвинов там нет», – поделилась впечатлениями гостья ИЦАЭ Надежда Лещёва.
Как появился Северный морской путь и как шло освоение русской Арктики? Когда появились первые ледоколы и какими они были? Историю СМП и его влияние на экономику и культуру России обсудили участники интеллектуальной игры «Адреналин: Северный морской путь». Во время игры поговорили о героизме и изобретательности людей, которые создавали СМП – самый короткий морской путь, соединяющий Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион.
Ученица 11 класса Маргарита Архипова отметила мультипредметность «Адреналина» при, казалось бы, узкой теме: «В ИЦАЭ я впервые, и мне очень понравилась интеллектуальная игра. Здорово, что здесь, как в школьных олимпиадах, вопросы касались разных дисциплин: не только географии Северного морского пути, но и истории, кино и даже литературы. Это увлекает и даёт возможность попробовать себя в разных сферах».
Ярким завершением дня стало ток-шоу «Public Talk: Арктика» с Максимом Червяковым – к.г.н., заведующим кафедрой метеорологии и климатологии СГУ имени Н.Г. Чернышевского, членом Саратовского отделения РГО и руководителем Молодёжного клуба РГО Саратовской области. Он рассказал о своём опыте участия в арктических экспедициях и возможностях для школьников и студентов изучать Арктику.
Большая часть выступления была посвящена исследованиям на Арктическом плавучем университете: «Маршруты экспедиций плавучего университета охватывают места с мифическим антуражем – кажется, что это где-то за бескрайними просторами. Это архипелаг Новая Земля с его национальным парком «Русская Арктика», острова Земля Франца-Иосифа – самая северная суша России и нашей планеты вообще, и архипелаг Шпицберген», – начал Максим Червяков.
Эксперт рассказал о двух судах, на которых совершаются экспедиции плавучего университета – легендарном «Михаиле Сомове» и более оборудованном для учёных «Профессоре Молчанове».
Большое внимание Максим уделил работе учёных в исследовательских экспедициях. Начал он со своей специальности – метеорологических наблюдений. Учёный показал белую, или туманную, радугу, броккенского призрака – трёхмерную тень в условиях тумана, вытянутые в длинные трубки рулонные облака и солнечное гало. Цель исследования метеоролога в Арктике – фиксация солнечной активности в период полярного дня и изучение снежников – промежуточного состояния между снежным покровом и ледником. «Снежник собирает в себе большую информацию об изменениях погоды на небольшом промежутке времени», – пояснил Максим Червяков.
Эксперт рассказал также о работе океанологов: «Эти люди изучают толщи мирового океана, опускают на разные глубины специальные приборы батометры и собирают воду. Потом с помощью специальных краников воду собирают в сосуды и делятся ей с гидрохимиками и гидробиологами для дальнейшего изучения». Ещё один инструмент океанологов, о котором рассказал Максим Червяков, – дночерпатель, собирающий грунт с различными микроорганизмами со дна Северного Ледовитого океана.
Экологи тоже проводят исследования в Арктике. В частности, они изучают влияние пластикового мусора на окружающую среду. Для сбора микропластика в океане используют специальные нейстонные сети, которые пропускают через себя воду во время плавания.
Много работы в Арктике и для биологов, которые изучают морских млекопитающих, птиц, моллюсков и других животных региона. У моржей и китов биологи берут образцы кожи и жира. Делают они это с помощью специальных арбалетов-гарпунов, не принося вреда животному. Орнитологи же цепляют к лапам птиц специальные кольца с датчиками местоположения – для отслеживания перемещения птиц. Изучаются, конечно, и растения Арктики – в основной массе это мхи и лишайники.
Как школьники могут отправиться в Арктику? Отвечая на этот вопрос, Максим рассказал о проекте «Ледокол знаний», в котором сам принимал участие в качестве эксперта. «Ледокол Знаний» – это международный конкурс для школьников, победители которого получают уникальную возможность отправиться в экспедицию на Северный полюс на атомном ледоколе «50 лет Победы». Во время экспедиции школьники узнают о российских атомных технологиях и знакомятся с различными учёными и популяризаторами науки.
Ещё один вариант исследовать Арктику и даже Антарктику – международный конкурс исследовательских работ для школьников «Арктика», который проводит РГО. Лектор объяснил, что любая тема может быть актуальной для Арктики – активно изучаемого и осваиваемого региона. Организаторы конкурса уже начали принимать исследовательские работы. Отправить их можно до 24 февраля 2026 года. Финал конкурса в категории «5-8 классы» традиционно проходит в ИЦАЭ Саратова.
Анжелика Лобанова вдохновилась историями об Арктике: «Было невероятно интересно слушать Максима. И, хотя я уже не школьница и не студентка, мечта посетить Арктику накрыла меня новой волной».
А Павел Кимчин испытал гордость и воодушевление: «Было приятно увидеть на ток-шоу молодого учёного, который продвигает такое энергичное познание мира. На мой взгляд, за такими специалистами – наше будущее. Конечно же, порадовали и юные слушатели, особенно всех поразила маленькая Полина с её обширными познаниями. Если кто-то из сегодняшних гостей сможет попасть в арктические экспедиции, я уверен, что они тоже станут учёными и будут продвигать науку в России».
