Лингвистика как инструмент нейрохирурга: Наталья Гронская рассказала нижегородцам, как язык связан с мозгом
Что происходит в мозге, когда мы слышим или произносим слова? Защищает ли знание языков мозг от старения? И как лингвистика помогает при проведении нейрохирургических операций? На все эти вопросы ответила профессор Наталья Гронская на лекции «Полезная лингвистика: от языка к мозгу и обратно», которая состоялась 17 июля в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Нижнего Новгорода.
Наталья Гронская — ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор политических наук, кандидат филологических наук, главный научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.
Основной темой встречи стала нейролингвистика — междисциплинарная наука, изучающая, как язык представлен в мозге, как он развивается, как нарушается при различных патологиях и как может быть восстановлен. Наталья Гронская объяснила, что язык — это не просто набор слов и грамматических правил, а сложнейшая когнитивная система, тесно связанная с различными отделами головного мозга. У правшей, как правило, речевые функции локализованы в левом полушарии, у левшей — возможны варианты.
Лектор рассказала о том, какие технологии сегодня используются для изучения речевых процессов. Это, например, функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), которая позволяет наблюдать за активностью мозга в реальном времени при выполнении речевых заданий, и метод вызванных потенциалов, при котором с поверхности головы считываются электрические сигналы, возникающие в ответ на слова или другие стимулы. Также применяется айтрекинг — технология, фиксирующая движения глаз при чтении и восприятии текста. Всё это даёт невероятно точную картину того, как именно мозг обрабатывает речь.
Особое внимание было уделено практическому применению нейролингвистических знаний в медицине. Один из важнейших примеров — операции с пробуждением. При удалении опухоли мозга пациента временно выводят из наркоза, чтобы врачи и лингвисты могли в режиме реального времени протестировать речевые зоны и не повредить их. Для этого используется специальное речевое картирование, где подбираются индивидуальные задания в зависимости от локализации резекции. Наталья Гронская подчеркнула, что здесь особенно важна командная работа: лингвист помогает хирургу сохранить то, что делает человека человеком — его речь.
Поговорили и о диагностике речевых нарушений. Слушатели узнали о существовании Русского Афазиологического Теста (РАТ) — инструмента, разработанного с учётом психолингвистических параметров: частотности слов, их длины, визуальной сложности и других нюансов. Этот тест охватывает все уровни языка — от фонем до дискурса, оценивает как понимание, так и воспроизведение речи. Сегодня РАТ превращён в цифровое приложение для планшета, способное автоматически фиксировать ответы и даже частично анализировать результаты. Такие технологии уже применяются для диагностики афазий, дислексии, а также в исследованиях ментальных расстройств.
Значительное место в лекции заняла тема детской речи. Как объяснила профессор Гронская, дети не просто копируют слова — они осваивают язык в тесной связи с развитием мозга. Этот процесс называется онтогенезом речи и имеет строго определённые стадии.
Также поднимался вопрос билингвизма. Вопреки распространённым опасениям, двуязычие не тормозит развитие речи, а, напротив, делает мозг более гибким и устойчивым к возрастным изменениям. Билингвизм может даже отсрочить развитие симптомов деменции в пожилом возрасте.
Завершилась лекция обсуждением роли искусственного интеллекта в лингвистике и медицине. Наталья Гронская рассказала, как ИИ помогает не только в разработке приложений для изучения языков, но и в создании программ речевой терапии, особенно для детей с дизартрией и дислексией. Кроме того, алгоритмы машинного обучения используются для анализа речевых паттернов, что позволяет выявлять отклонения на ранней стадии и индивидуализировать работу с пациентами.
«Я изучала фундаментальную и прикладную лингвистику, меня всегда интересовала речь во всех её проявлениях. Занималась билингвальными исследованиями — как изучение одного языка влияет на освоение другого, поэтому часть сегодняшнего материала была мне уже знакома. Тем не менее, лекция оказалась невероятно увлекательной, и я с интересом узнала для себя много нового. Наталья Эдуардовна — великолепный спикер. Она умеет подавать информацию под неожиданным углом, приводя нестандартные и жизненные примеры. Особенно поразила история о немецких младенцах шестимесячного возраста, которые способны различать китайские тоны — в отличие от взрослых, уже утративших эту способность. Мероприятие длилось почти два часа, но время пролетело незаметно. Атмосфера была замечательная — вечер получился насыщенным, познавательным и по-настоящему душевным», — поделилась впечатлениями участница мероприятия Капитолина Унтила.