Калининградцы узнали, как город на Прегеле стал столицей электротранспорта
Калининград
30 апреля

Калининградцы узнали, как город на Прегеле стал столицей электротранспорта

Погрузиться в историю транспорта от времён Тевтонского ордена до космических луноходов и обсудить будущее городской мобильности смогли 29 апреля гости «ИЦАЭ OPEN: Электротранспорт. От Калининграда до Луны и обратно», организованного Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Калининграда.

Историк и культуролог Александр Попадин начал вечер с рассказа о том, как Кёнигсберг появился благодаря уникальному союзу военной силы и торговых амбиций. В середине XIII века Любек предложил Тевтонскому ордену необычную схему: рыцари завоёвывали земли, а купцы строили города для торговли. «Так на пересечении двух рек, где сходились морские и сухопутные пути, возник Кёнигсберг — город, который с самого начала создавался как торговый центр», — пояснил эксперт.

Спустя шесть столетий город столкнулся с новыми вызовами. В конце XIX века появление канализации и конки кардинально изменило облик улиц. «Несколько технологических прорывов – ливнёвка, трамваи, новые дороги – создали тот город, который мы знаем по старым фотографиям, исчезли те самые крылечки», — отметил Попадин. Советский Калининград продолжил эту трансформацию: в 1960-х здесь появился профильный институт «Электротранспорт», а в 1975 году по городу пошли первые троллейбусы, связавшие отдалённые районы.

Во второй части вечера кандидат физико-математических наук, ведущий программист Института теоретической и прикладной механики СО РАН, доцент НГПУ, старший преподаватель СУНЦ НГУ, популяризатор астрономии и космонавтики Дмитрий Эпштейн перенёс слушателей далеко за пределы Земли, рассказав о необычных транспортных средствах, покоряющих космос. Особое внимание он уделил советским луноходам, которые стали первыми в мире планетоходами.

«Луноход-1, управляемый с Земли через антенны, проработал 10 месяцев вместо запланированных трёх. А его преемник Луноход-2 установил рекорд, преодолев 42 км по лунной поверхности – этот результат не могли побить 37 лет», – подчеркнул эксперт.

Не менее увлекательной оказалась история американских марсоходов. Spirit и Opportunity, рассчитанные на 90 дней работы, изучали Красную планету годами. «Opportunity проехал 45 км и передавал данные 15 лет — это абсолютный рекорд для планетоходов», — отметил Эпштейн. Отдельно спикер остановился на первом марсианском вертолёте Ingenuity: «Этот 1,8-килограммовый дрон совершил 72 полёта в атмосфере, которая в 100 раз разреженнее земной. Он доказал, что летать на других планетах возможно».

Визит Дмитрия Эпштейна в Калининград состоялся в рамках федерального проекта сети ИЦАЭ «Энергия науки».

Завершающей частью вечера стала оживлённая дискуссия о будущем городского транспорта. Модераторы задали спикерам ключевой вопрос: «Может ли Калининград стать российской столицей электротранспорта, и что для этого нужно?»

«Уже сегодня мы видим, как солнечные панели питают космические станции и луноходы. В ближайшее десятилетие эта технологическая революция дойдёт и до земных городов, — начал обсуждение основатель VOLTFUEL Артём Тачков. – Но переход на электротранспорт — это не просто замена двигателей. Нам нужно полностью переосмыслить городскую инфраструктуру».

Вице-президент «АВТОТОР» Дмитрий Чемакин подчеркнул практические аспекты: «Мы должны создать «зелёный каркас» города – начиная от Приморской зоны и заканчивая междугородними маршрутами». Например, электрические шаттлы между городами области могли бы решить проблему транспортной связанности, добавил урбанист Святослав Мурунов.

Артём Тачков обратил внимание на технологические вызовы: «Будущее – за беспилотным транспортом с системой динамической зарядки. Представьте дороги, которые сами подзаряжают автомобили во время движения. Такие решения уже тестируются в мире».

В финале дискуссии спикерам предложили пофантазировать: «Какой смелый проект, связанный с электротранспортом, вы бы реализовали в Калининграде, если бы имели такую возможность?»

Ответы получились по-настоящему вдохновляющими. «Экспедиционный электротранспорт для изучения городской среды — лёгкий, экологичный и автономный», – поделился идеей Святослав Мурунов.  «Я бы сделал Приморскую зону полностью электрической – от общественного транспорта до прогулочных катеров», — предложил Дмитрий Чемакин.  «Моей мечтой стала бы сеть беспилотных электромобилей с индукционной зарядкой прямо на маршруте», – рассказал о своём видении Артём Тачков. Этот вопрос не только показал смелые перспективы развития города, но и продемонстрировал, как по-разному можно подходить к транспортной революции – от локальных решений до масштабных инфраструктурных изменений.

Особым украшением мероприятия стала демонстрация инновационного электромобиля AmberAuto Model 2, который привлёк внимание всех гостей. АМБЕРАВТО – это масштабный проект по созданию современного автомобильного производства в самом западном регионе России. Гости ИЦАЭ получили уникальную возможность не только увидеть, но и буквально прикоснуться к транспорту будущего — посидеть в салоне, оценить эргономику и задать вопросы представителям компании.

Особый интерес вызвала технологическая начинка новинки. Эти электромобили будут комплектоваться революционными аккумуляторами на топливных ячейках, производство которых развернётся на строящейся гигафабрике компании «РЭНЕРА» (входит в контур Госкорпорации «Росатом») в городе Неман Калининградской области. Это знаковый проект, который может сделать регион одним из центров современного автомобилестроения.

«Время пролетело незаметно. Поначалу казалось, что 3 лекции подряд будет нелегко “отсидеть”, но по ощущениям даже немного не хватило – хотелось больше. Особенно впечатлило, как плавно мы перешли от истории родного города к космическим технологиям, а затем вернулись к обсуждению будущего Калининграда. Как правильно отметили в конце, к электромобилям надо подходить по-новому», – поделилась посетительница Ольга Черняева

Также гости отметили, что электротранспорт в Космосе вроде очевидная, но удивительная вещь. «Самым неожиданным открытием для меня стало то, что электротранспорт сначала покорил космос, и только потом пришёл на Землю. Получается, наши луноходы и марсоходы — это пионеры электрической мобильности!» — отметил Максим Митрофанов.