От мысли – до космических ракет: в ИЦАЭ Новосибирска разобрали принципы полётов
Новосибирск
17 января

От мысли – до космических ракет: в ИЦАЭ Новосибирска разобрали принципы полётов

Гости научно-популярного ток-шоу «Разберём на атомы: Полёты» изучили гипотезу о том, что птицы научились летать, взбегая по склонам, и узнали, что в философии тоже приходится решать уравнения. Физик, биолог и философ выступили 16 января на вечернем мероприятии в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Новосибирска.

«Разберём на атомы» – это ток-шоу, в ходе которого три эксперта из разных областей науки делятся знаниями на одну тему.

Ток-шоу открылось мини-выступлением Дмитрия Эпштейна, кандидата физико-математических наук, ведущего программиста Института теоретической и прикладной механики СО РАН, доцента НГПУ, старшего преподавателя Специализированного учебно-научного центра университета НГУ. В своей лекции «Если очень захотеть, можно в космос полететь» Дмитрий Эпштейн рассказал, что полёты по своей сути делятся на четыре типа: аэронавтика, аэродинамика, парение и орбитальное движение. Спикер объяснил, какой путь проделали люди от воздухоплавания до полётов в космос.

К аэронавтике относятся полёты на воздушном шаре и дирижабле. Аэродинамика широко представлена самолётами и вертолётами. «Вы знали, что внутри самолёта гудит не двигатель и даже не кондиционер – это система забора воздуха из-за борта самолёта. Внутри самолёта давление почти в 2-2,5 раза выше, чем снаружи, и воздух внутри нужно уплотнить. Поэтому, если перестало сильно гудеть, это не значит, что двигатели выключили, это компрессор остановили», — пояснил спикер. Следующая классификация – парение, то, чем занимаются птицы. Сюда можно отнести полёты на парапланах. А первый орбитальный аппарат, открывший космическую эру, был запущен в 1957 году – это был искусственный спутник Земли, сигналы которого воспроизвели на ток-шоу. 

С мини-лекцией «Как превратить диванного аналитика в социально-гуманитарного ученого: пособие по черной магии» выступила Софья Хлыновская, магистр философии, ассистент кафедры Международных отношений и гуманитарного сотрудничества СИУ РАНХиГС, преподаватель-исследователь по специальности «История философии», учитель истории и обществознания PROSchool. Как объяснила спикер, любая мысль может «взлететь», но учёный вы от этого или обыватель, решает «метод».

«Почему то, что мы обсуждаем дома, не является наукой? Или является? Главная деталь, которая отличает обывателя от социально-гуманитарного учёного, – это метод, который вы применяете к своим изысканиям для анализа. В российской социально-гуманитарной традиции эта важная часть была немного задвинута «в угол» из-за особенностей нашего исторического развития. Как так вышло? На протяжении XX века ключевой, ведущей и единственно возможной методологической школой социально-гуманитарных наук был марксизм. После 1991 года эта доминирующая доктрина была в науке убрана, но новая ещё не была выработана. При этом различных методов великое множество. Как итог, наша российская социально-гуманитарная традиция склоняется в сторону идиографии, объясняя все явления их уникальностью», — пояснила Софья Хлыновская. Она закончила своё выступление обещанием вместе с коллегами по цеху при помощи методов анализа разобраться с явлениями и понятиями, которые формируют человеческую жизнь.

В завершении ток-шоу выступил Алексей Маслов, биолог и младший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН. В лекции «Как перестать бегать и начать летать?» спикер рассмотрел гипотезы возникновения птичьего полёта. «Есть четыре основных гипотезы, которые объясняют появление механики полёта: древесная – про прыжки с дерева, наземная – прыжки вперёд вместо бега, прыжки с ветки на ветку – это про существо, которое, прыгая с ветки на ветку, вдруг начинает летать и, моя самая любимая, бег по склону – это относительно новая и не общепринятая гипотеза. Почему последняя гипотеза, что птицы научились летать, взбегая по склонам, нравится мне больше всего?  За её адаптивность. В чём суть: если прижимать себя к поверхности, сила сцепления лап с поверхностью возрастает. Можно с помощью крыльев прижимать себя к вертикальной поверхности и взбегать по ней, словно она горизонтальная. Каждое небольшое отклонение от горизонтали позволяет взбежать на более крутой холм и там построить гнездо или сбежать от хищника – это выглядит убедительно. Основная проблема всех представлений о том, как что-то возникало, в том, чтобы объяснить наличие переходных форм и что они не только были, но и являлись адаптивными. И как раз-таки последняя гипотеза адаптивна и сформулирована на живых птицах, а точнее на их птенцах: имея малоразвитые крылья, птенцы взбегают не очень высоко, и со временем, вырастая, они начинают покорять всё более отвесные уклоны и начинают летать», — рассказал Алексей Маслов.