Во Владимире разобрали фильм «Интерстеллар» с точки зрения физики
Можно ли долететь до Марса за 8 месяцев? Откуда в фильме «Интерстеллар» ручная стыковка космического корабля? Что такое гравитационное линзирование и излучение аккреционного диска? Об этом и многом другом гостям Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира рассказал 14 ноября Александр Тучин на ток-шоу «Учёные PRO кино. Интерстеллар».
Можно ли долететь до Марса за 8 месяцев? Откуда в фильме «Интерстеллар» ручная стыковка космического корабля? Что такое гравитационное линзирование и излучение аккреционного диска? Об этом и многом другом гостям Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира рассказал 14 ноября Александр Тучин на ток-шоу «Учёные PRO кино. Интерстеллар».
Александр Тучин – учитель физики, почётный работник образования РФ, победитель районного конкурса «Учитель года — 2024». В ходе беседы спикер объяснял некоторые моменты фильма с точки зрения астрофизики, обращал внимание на нестыковки и киноляпы.
Всё начинается с неправдоподобного старта ракеты и стыковки. «Стыковка например корабля Союз МС происходит при помощи радарной системы «Курс», а ручная стыковка попросту невозможна, это явный киноляп. Стыковочные узлы реальные. Если говорить про их безопасность, то без герметичного закрытия крюков отсек между станцией и кораблём не откроется», — пояснил Александр.
В одном из эпизодов робот сообщает, что путь до Марса займет восемь месяцев, и потом до Сатурна ещё 14 месяцев. На самом деле путь до Марса с большим расходом топлива и по более быстрым траекториям может занять не более 180 дней (6 месяцев). Поэтому 8 месяцев до Марса – это реально. А вот добраться за 14 месяцев до Сатурна никак не получится, и спикер подробно рассказал, почему: «Pioneer 11 прибыл за шесть с половиной лет. Voyager 1 прибыл за три года и два месяца, Voyager 2 — за четыре года, а космический аппарат Cassini — за шесть лет и девять месяцев. До Сатурна можно добраться за 2-2,5 года, используя прямоточный двигатель термоядерного синтеза Direct Fusion Drive (DFD). Кстати, удобное окно для старта на Сатурн открывается в 2046 году».
Откуда кафель на космической станции? Для красоты картинки, пошутил спикер. Далее физик прокомментировал киноляп с выбором траектории полёта для попадания на планету Миллер: «”Эндюранс”, ожидающий̆ на орбите в 10 горизонтов событий Гаргантюа, движется со скоростью в одну треть скорости света (c/3). А планета Миллер движется со скоростью, составляющей̆ 55 % от скорости света (0,55 c). Чтобы приблизиться, но не перелететь орбиту Миллер, нужно сбросить четверть (c/4) скорости света гравитационным маневром».
Одна из самых красочных нестыковок фильма — падение главного героя в чёрную дыру. Брэнд должна видеть, как падение «Рейнджера» замедляется и он застывает прямо над горизонтом. Она должна видеть, как свет, идущий от «Рейнджера», сдвигается в сторону всё большей и большей длины волн, к меньшим частотам, становясь всё краснее до тех пор, пока «Рейнджер» не станет полностью чёрным и неразличимым. Купер, пересекая горизонт событий, не замечает ничего особенного. Он не может знать, какой из его сигналов станет последним из дошедших до Брэнд. И он не может, оглядевшись вокруг, точно сказать, где расположен горизонт. Брэнд и Купер точно не смогут общаться по радио.
Если говорить про Гаргантюа, то это чёрная дыра Ройя Патрика Керра. Её масса превышает солнечную не менее чем в 100 000 000 раз. Окружность горизонта приблизительно совпадает по размерам с орбитой движения Земли вокруг Солнца — около миллиарда километров. Скорость вращения отличается на одну стотриллионную от предельной̆. Рядом с горизонтом событий можно увидеть себя с затылка. В фильме ярко показано гравитационное линзирование, когда гравитационная линза создаёт бесконечное количество вторичных изображений, а излучение аккреционного диска Гаргантюа слабее стандартного — всё для того, чтобы увлечь и заинтересовать космосом неподготовленного зрителя.
После лекции состоялась азартная интеллектуальная игра «Адреналин», где участники продолжили разбираться в мире «Интерстеллара», делая при этом ставки на знания.
«Прекрасное мероприятие. Радостно, что этот формат интересен и доступен аудитории разных возрастов. Именно так и должно быть с научпопом. В игре нам помогали грамотное распределение ставок, везение и интуиция. А ещё последний вопрос про режиссёра, так и не попавшего в фильм, неожиданно вывел нас к победе, чему мы очень рады», — рассказали гости ИЦАЭ Ольга и Пётр Харламовы.
«Учёные про кино» — это формат, в котором эксперты рассказывают о популярных фильмах с точки зрения науки, разбирая картины на реальные и нереальные явления, инструменты и компьютерные технологии.