Квест, карвинг и современное искусство: в Калининграде прошел «ИЦАЭ OPEN. Свет внутри!»
Калининград
02 ноября

Квест, карвинг и современное искусство: в Калининграде прошел «ИЦАЭ OPEN. Свет внутри!»

Поговорить об осенних традициях украшать дома, пройти квест по зданию бывшего суда и разобрать оскароносный фильм с точки зрения науки и искусства смогли 31 октября гости Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Калининграда на вечере «ИЦАЭ OPEN. Свет внутри!»

Вечер начался с познавательного квеста по кабинетам и коридорам здания бывшего Арбитражного cуда, а ныне – Калининградского государственного технического университета (КГТУ). Студенты вуза создали увлекательную программу для будущих абитуриентов и их родителей: оставить тайное послание в кабинете физики, отгадать вкус сладости в химической лаборатории, разгадать ребусы в коридорах и на лестничных пролетах исторического здания – участники смогли расширить свои научные знания и погрузиться в атмосферу вуза.

«Я шла на квест с некоторым недоверием. Но я была очень рада, что ошиблась! Энергетика университета, которую создали организаторы в приглушённом свете, подготовка точек, свечи — всё это было невероятно атмосферно. Команда ИЦАЭ не подвела, это было незабываемо! Я часто посещаю разные события и была очень рада попробовать что-то новое для себя», — поделилась впечатлениями участница квеста Валерия Нечай.

В это время в ИЦАЭ за большим столом обсуждались традиции народов мира, связанные с праздниками урожая. Страны, где климат позволяет выращивать тыкву, всегда используют этот овощ не только как повседневное блюдо, но и для украшения дома. Мастер-класс по карвингу (от англ. carving — «вырезание», карбование в кулинарии) — искусству художественной резки по овощам и фруктам, провела мастер Анастасия Ланг. Он стал логическим продолжением темы прошлых встреч в ИЦАЭ о связи домашних хобби с развитием мелкой моторики человека и ее влиянием на мозг.

Центральным событием вечера стало научно-популярное ток-шоу «Учёные PRO кино». Это традиционный формат сети ИЦАЭ, в котором эксперты рассказывают о популярных фильмах и бестселлерах с точки зрения науки и искусства, разбирая фильмы на реальные и нереальные явления, инструменты и компьютерные технологии. В этот раз в центре внимания оказался оскароносный фильм 2023 года «Бедные-несчастные».

Алексей Снытников, доктор технических наук, профессор кафедры прикладной информатики института цифровых технологий КГТУ, погрузил слушателей в бурный мир викторианской эпохи, которая длилась с 1837 по 1901 год и представляла собой основную сцену событий фильма. «Эпоха стремительного развития промышленности, основанная на многочисленных открытиях во всех сферах научного знания, вызывала у современников ощущение безграничности возможностей человека», — подчеркнул спикер. Эта мысль многократно обыграна в «Бедных-несчастных». В ярких моментах фильма «участвуют» реальные механизмы и изобретения, вписанные в фантастические сцены. Так, Белла, главная героиня фильма, отправившись на прогулку по Лиссабону, видит подвесную дорогу, аналог монорельса, который появился в 1901 году в городе Вупперталь. Дорога эта действует до сих пор и имеет 20 станций и длину 13,3 км, 10 километров путей проходят над руслом реки Вуппер на высоте около 12 метров, остальные 3,3 км над улицами города на высоте около 8 метров.

Фильм Йоргоса Лантимоса начал свое триумфальное шествие с победы на Венецианском кинофестивале 2023 и до сих пор остается самой обласканной критиками картиной года. Удостоились бурных обсуждений и образы героев: на премиях BAFTA и «Оскар» фильм получил награды за лучший дизайн костюмов. Именно им уделил свое внимание второй спикер ток-шоу, дизайнер и модерн-фолк художник Дмитрий Чайка.

Он рассказал, что художник по костюмам фильма Холли Уоддингтон после полугода работы полностью ушла от sci-fi и стимпанка и сосредоточилась на «природных» источниках вдохновения. Кроме того, каждый костюм (или его элемент) подчеркивал тему сцен и период развития (взросления) главной героини: от младенческих распашонок и детских панталон до рыцарских доспехов, школьной формы и трикотажных велосипедных костюмов 70-х годов уже 20-го века. Отсылки к дизайнам разных эпох говорят о вневременной истории главной героини.

Художник и теоретик искусства Дмитрий Булатов на примере фильма «Бедные-несчастные» показал связь между фантастикой и реальными научными достижениями в области Art&Science. Он уделил особое внимание «полуживым» произведениям искусства и гибридным телам, которые в фильме служат метафорами технологической эволюции. Вместе с экспертом слушатели попытались понять, как научные идеи воплощаются в кино и современном искусстве. Чем эти работы отличаются от стимпанковских фантазий и где сегодня проходят границы между живым и неживым, человеческим и нечеловеческим?

Чтобы разобраться в этом вопросе, Дмитрий Булатов обратился к реальным примерам художников из области Art&Science. Так, в 1996 году человек по имени Стеларк «вырастил» на своей руке третье ухо. Он увлекался анатомией, был профессором искусств и робототехники и славился своими необычными перформансами. Например, однажды он установил миниатюрную скульптуру внутри своего желудка, которую зрители могли рассмотреть через камеру.

«Этот вечер оставил у меня самые приятные впечатления. Ток-шоу было настолько увлекательным, что время словно остановилось, и полтора часа пролетели незаметно. Я был под сильным впечатлением от спикеров и теперь хочу пересмотреть фильм, учитывая все детали, метафоры и скрытые смыслы, о которых мы говорили», — поделился Максим Митрофанов, один из слушателей ток-шоу «Учёные PRO кино» и постоянный гость ИЦАЭ.