Владимирцы развивали творческое мышление
Особенностям понятия «мышление» как психического явления была посвящена программа «ИЦАЭ OPEN», которая состоялась 31 октября в ИЦАЭ Владимира.
Особенностям понятия «мышление» как психического явления была посвящена программа «ИЦАЭ OPEN», которая состоялась 31 октября в ИЦАЭ Владимира.
Психолог, гештальт-терапевт Хатын Халилова начала лекцию с познавательных процессов мышления. Восприятие (перцепция) опирается на накопленный опыт, который приобрёл человек в жизни, подчеркнула она. Оно зависит от общего психического состояния человека и его сенсорного опыта. В основном мы познаём мир органами чувств.
«Представление – образ предмета и явления, который не воздействует на органы чувств. Восприятие и перенос на текущую жизнь и определённо выраженная деятельность человека», – пояснила Хатын.
Воображение – процесс создания новых образов, которое позволяет понять себя и проявлять себя в мире. Единственный процесс, относящийся к человеку, отвечает за внутренний мир человека, бывает продуктивным и творческим.
Речь – система обмена информацией с помощью знаков. Сложная форма познавательного процесса, включает в себя синтез, анализ, обмен опытом. Организует и стимулирует мышление. Присуща ли речь приматам? У них есть знаки, символы, мимика, животные могут обмениваться информацией между собой и людьми.
Внимание нужно для концентрации на предметах, явлениях и состояниях. Какие бывают виды внимания? Произвольное и непроизвольное, отвечает за избирательность сознания.
Гости задали вопрос про синдром дефицита внимания. «Почему вообще возникает дефицит внимания? Природа этого понятия точно неизвестна, есть и генетические причины. Наша цивилизация производит новые элементы, которые провоцируют и распаковывают ранее неизвестные компоненты психики, невротические симптомы. На самом деле людям не хватает не внимания, а любви. Клипомания – довольное новое социальное явление», – ответил психолог, гештальт-терапевт Кирилл Кургузиков.
Что такое мышление? Самый сложный процесс из всех, который присущ только человеку. Такая форма, которая помогает нам выживать (получать новый опыт). Есть несколько уровней мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. Меняется ли мышление по мере взросления человека? Безусловно, это закономерный процесс.
Возможно ли мышление без языка? Конечно, с помощью позы, мимики, невербальными способами можно передавать информацию. Вороны и попугаи могут заметить уместность ситуации, когда выкрикивают слова и выражения, но они не обладают мышлением.
«Гештальт терапия основана на чувствах. Замечайте и развивайте свои чувства!» – подытожила своё выступление Хатын.
Кирилл Кургузиков продолжил тему, рассматривая мышление как некий процесс и структуру, динамическую систему. Этапы процесса мышления: суждение, умозаключение, определение понятий, дедукция, индукция. Интеллект – совокупность общих умственных способностей.
«Наш мозг берёт информацию от органов чувств, потом мы пытаемся высказать о них некую идею. Сначала чувства, потом восприятие, сумма существенных свойств, потом воображение, память, мышление, речь и воля по советской школе. Сейчас мышление – высший способ и путь функционирования нашего сознания. Главный смысл познавательных процессов – отражать действительность. Каждый делает это по своему генетическому образу. Воображение – следы впечатлений на дне нашего сознания, оно хаотичное и неуправляемое, как и остальные познавательные процессы» – отметил спикер.
Интересно, что мышление как таковое в науке долгое время плотно идентифицировалось с логикой (мнение Рене Декарта). Это не вся правда, по мнению Кирилла. Мышление – врождённая способность и при жизни не меняется, такое представление дожило до начала XX века. Немецкая школа психологов предложили смотреть на мышление как на деятельность. Это было переворотом к пониманию мышления, и до сих пор учёные придерживаются такого же мнения. Мышление всегда связано с решением задач без очевидного решения. Немецкие психологи Нарцисс Каспар Ах и Фриц Риман первыми стали проводить опыты с мышлением. Лев Семёнович Выготский, создатель культурно-исторической теории сознания, вместе с европейскими коллегами построили современную теорию мышления, которой примерно 100 лет. Согласно ей, интеллект необходим для формирования и операции понятиями.
Спикер рассмотрел теорию мышления: природный неизменяющийся интеллект (гештальт-психология) и формирование и развитие интеллекта в онтогенезе (бихевиоризм, психоанализ). Получается, что интеллект – явление социальное, а не биологическое, его можно и нужно развивать.
Теория когнитивного развития философа-конструктивиста Жана Пиаже звучит так: стержень развития мышления – интеллект. Состояние фиксирует то, что получается в результате трансформации. Кирилл привёл некоторые примеры расстройств мышления.
Оба психолога пришли к выводу, что адаптация к жизни – главный функционал психики и цель мышления.
В завершение встречи гости решали три задачи на творческое мышление: из шести спичек создать четыре треугольника, соединить девять точки четырьмя линиями, не отрывая руки, а ещё необычно направить луч лазера в точку круга.
«Очень положительное впечатление от встречи. Непринуждённое общение от энтузиастов своего дела. На психологических лекториях происходит объединение людей разных возрастов, это очень ценно. Интеллектуальная беседа в свободной форме объединяет людей и заставляет задуматься о психических процессах. Интересно было узнать, как развивать мышление», — поделился впечатлениями от вечера гость Елена Михеева.
После лектория посетители ИЦАЭ Владимира смогли обсудить волнующие их вопросы с экспертами на «Научной гостиной».
Психологический лекторий — это серия выступлений владимирских психологов, посвящённых личности, устройству психики, психическим состояниям, явлениям и процессам, а также способам психологической саморегуляции. Лекции обычно проходят в рамках программы «ИЦАЭ OPEN», что даёт возможность посетителям неформально пообщаться с экспертами.