«Поговорим на атомном»: старшеклассники познакомились с историей атомной отрасли в СССР
Владимир
29 июня

«Поговорим на атомном»: старшеклассники познакомились с историей атомной отрасли в СССР

70-летнему юбилею Обнинской АЭС, а также ключевым участникам советского атомного проекта была посвящена тематическая программа «ИЦАЭ OPEN: поговорим на атомном», которую сотрудники Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира провели 27 июня для будущих олимпиадников – участников летней профильной школы, организованной Владимирским институтом развития образования имени Л.И. Новиковой (ВИРО) и Центром поддержки одарённых детей «Платформа 33».

Программа началась с лекции «Борода, Анатолиус и Адя: история атомной отрасли в именах и в лицах», которую прочитала Наталия Фельдман, кандидат филологических наук, координатор специальных проектов ИЦАЭ Владимира.

«Прозвища возникают в языке регулярно, и в их основе чаще всего лежит метафорический перенос или какая-то одна яркая деталь во внешности или поведении. Так, например, прозвище Борода Игорь Васильевич Курчатов получил после того, как отпустил бороду. По одной из версий, она придавала ему солидности, так как он, тогда уже научный руководитель советского атомного проекта, выглядел очень моложаво. Но в атомной отрасли любые прозвища, да и личные имена, которые давали реакторам и другим механизмам, ещё и помогали обеспечивать секретность, которая тогда была жизненно необходима», — пояснила Наталия Фельдман.

Филолог рассказала и об основных направлениях, над которыми работали первые атомщики. Так, Игорь Васильевич Курчатов задумывался о мирном применении атома уже в первые годы существования советского атомного проекта, и в результате Первая в мире Обнинская АЭС появилась в 1964 году, всего через 9 лет после его старта. «Реактор Обнинской АЭС назывался АМ-1 – «Атом мирный первый», и его мощность была 5 мегаватт. Для сравнения – мощность современных реакторов ВВЭР составляет 1200 мегаватт. Но этот реактор стал обучающей площадкой для многих поколений атомщиков, включая экипажи атомных подводных лодок».

Старшеклассники также узнали, что конструктора АМ-1 Николая Доллежаля домашние прозвали Философом, а известный физик Лев Ландау в шутку частично переводил свою фамилию с французского как «Осёл Дау». Его любовь к юмору сочеталась с исключительными способностями, и его учебник по теоретической физике стал настольной книгой для многих студентов, а фундаментальные исследования Ландау актуальны до сих пор.

Анатолиус – так Курчатов звал Анатолия Петровича Александрова – руководил созданием атомного флота, и первый в мире атомный ледокол «Ленин» был введён в эксплуатацию 3 декабря 1959 года. В 2024 году атомному ледокольному флоту исполняется 65 лет.

Коротким и забавным именем «Адя» — по инициалам имени и отчества — называли Андрея Дмитриевича Сахарова, который вместе с Игорем Таммом разработал токамак. «И строящийся сейчас международный термоядерный реактор ИТЭР – это тоже токамак. Кстати, токамак – это смешанная аббревиатура, которая образована от словосочетания «тороидальная камера с магнитными катушками». Вначале название воспринималось как имя собственное, потому что установка была одна, но после того, как стали появляться новые, существительное «токамак» стало нарицательным и было заимствовано многими другими языками – совсем как «спутник» и «матрёшка». Вот так русский язык обогащает и пополняет лексику на мировом уровне», — рассказала Наталия Фельдман.

Программу продолжила командная игра «Атомные гипотезы». Участники рассуждали, как могут выглядеть силуэты городов в плоском мире, какие традиционные блюда будут готовить в мире, в котором вымерли вечнозелёные растения, и будут ли спать жители планеты, вращающейся возле двойной звёздной системы.

Завершилась программа «ИЦАЭ OPEN» фирменной игрой «Чепухатом». Старшеклассники узнали, что градирни служат для охлаждения воды, корпус реактора называется обечайкой, а бридерами называют реакторы на быстрых нейтронах. «ИЦАЭ OPEN» — еженедельная программа сети Информационных центров по атомной энергии. Каждый четверг Информационные центры становятся открытыми площадками, посетители которых могут принять участие в интеллектуальных и настольных играх, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и слушателями лекториев, а также пообщаться в неформальной обстановке с учёными и популяризаторами науки. В летний период программы «ИЦАЭ OPEN» проводятся и на внешних площадках.