Ростовчане зарядились энергией науки
Как радиация спасает жизнь и здоровье? Что такое радиационная медицина? Как проверить свою реакцию? Об этом и многом другом 19 и 20 апреля ростовчанам рассказала старший преподаватель кафедры медицинской физики НИЯУ МИФИ Анастасия Захаркив в рамках федерального проекта сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) «Энергия науки».
19 апреля спикер провела мастер-класс «Проверь свою реакцию», который включал в себя лекционную и практическую части.
Участники узнали, что время реакции зависит в первую очередь от скорости протекания физиологических процессов в нервной системе и мышечной системе: лабильности (скорости протекания возбуждения в нервных и мышечных клетках), подвижности нервных процессов (скорости смены в коре больших полушарий возбуждения торможением и наоборот) и соотношения быстрых и медленных мышечных волокон в скелетных мышцах. Уровень лабильности и подвижности нервных процессов определяет скорость восприятия и переработки поступающей информации, а лабильность мышц и преобладание быстрых двигательных единиц – скорость мышечного компонента (сокращения и расслабления мышцы).
Анастасия отметила, что время реакции делится на три фазы: время прохождения нервных импульсов от рецептора до коры головного мозга; время, необходимое для обработки нервных импульсов и получения ответной реакции в центральной нервной системе; время ответа организма.
В практической части мастер-класса все желающие смогли за пару минут измерить время своей реакции в ответ на какой-либо раздражитель: физические нагрузки (приседания), чтение про себя и вслух, решение математических уравнений и даже скорость реакции в процессе игры в мобильных приложениях.
Ростовчанам надевали наушники и выдавали кнопку, которую нужно было нажимать, услышав специальный сигнал. С помощью программы измерялось сначала время реакции в спокойном состоянии, а затем с появлением какого-либо раздражителя. Каково же было удивление испытуемых, когда они узнали, что больше всего изменений в графике было зафиксировано во время мобильных игр и чтения текста вслух.
«А вы знали, как проверять реакцию? Я всегда думала, что для этого надо сходить к врачу и проверить её на каких-то сложных приборах. На мастер-классе нам показали, что это можно сделать легко и просто. Лично мне было интересно посмотреть на такой эксперимент и тем более принять в нём участие», — поделилась впечатлением от мероприятия десятиклассница Василиса Оганесян.
Днём того же дня для школьников, студентов и всех желающих состоялась лекция «Экскурс в мир радиационной медицины». Спикер объяснила слушателям, что раздел медицины, в котором диагностика и лечение социально-значимых заболеваний проводятся с использованием ионизирующего и неионизирующего излучения, называется радиационной.
Основные методы лучевой диагностики – рентгенологический, радионуклидный, магнитно-резонансный и ультразвуковой.
«Если говорить о радионуклидном методе, то это способ исследования функционального и морфологического состояния органов и систем с помощью радионуклидов и меченных ими индикаторов. В организм пациента вводится вещество, содержащее радиоактивные изотопы, которые адресно поступают в поражённый орган или часть тела и накапливаются в опухолевой ткани (радиофармпрепарат) с целью визуализации», — рассказала Анастасия.
В завершение лекции спикер отметила, что главная цель радиационной медицины – как можно раньше диагностировать заболевание и вылечить его, при этом избежать изменения качества жизни пациента.
Запись лекции можно будет посмотреть в ближайшее время в сообществе ИЦАЭ Ростова-на-Дону.
На следующий день, 20 апреля, в рамках ежегодной акции «Библионочь» для ростовчан и гостей города Анастасия прочитала лекцию «Как радиация спасает жизнь и здоровье».
Спикер рассказала о лучевой терапии или радиотерапии – виде противораковой терапии, при котором специалисты уничтожают раковые клетки в организме пациента, подвергая их воздействию ионизирующего излучения – рентгеновских лучей, гамма-лучей, электронов высоких энергий или тяжёлых частиц. Главная цель такой терапии – максимально выжечь опухоль и минимально задеть здоровые клеточки и ткани, а задача – выбор оптимальной̆ дозы излучения.
Когда же выбор делают в пользу лучевой терапии? На начальной стадии, когда опухоль низкой степени злокачественности и расположена в сложной локации, которая ограничивает проведение хирургического вмешательства; после операции для уменьшения риска повторения как непосредственно в зоне вмешательства, так и в отдалённых областях (адъювантная лучевая терапия); до операции для уменьшения размера опухоли, чтобы стало возможным хирургическое вмешательство при изначально неоперабельных опухолях (неоадъювантная лучевая терапия); для достижения наилучших результатов в лечении в сочетании лекарственной терапией (химиотерапией); паллиативное лечение – для ослабления симптомов, боли и улучшения общего состояния в терминальной стадии.
«В этот день мне посчастливилось побывать на лектории у наших коллег из ИЦАЭ Ростова-на-Дону, и знаете, я получил огромное удовольствие. Интересная лекция от специалиста про влияние радиации на человеческий организм: узнал новое для себя, пообщался с людьми. Тем и ценны такие живые мероприятия с участием учёных. Спасибо за то, что проводите их и делаете это хорошо и много лет!» — поделился впечатлением от мероприятия руководитель просветительского проекта «НаукаPRO». «Энергия науки» – это проект, созданный сетью ИЦАЭ, чтобы познакомить жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями и сформировать у аудитории широкую картину современной научной жизни. Лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты из разных регионов страны рассказывают о самых передовых теориях, открытиях и гипотезах.