В Заречном прошли «Курчатовские чтения» в формате дебатов об атомной энергетике
Школьники смогли лучше разобраться в атомной энергетике во время дебатов на Курчатовских чтениях. Организаторами проекта были Белоярская АЭС, администрация Заречного, проект «Школа Росатома» и Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Екатеринбурга.
«Курчатовские чтения» — региональный конкурс учебно-исследовательских проектов, который ежегодно проводит Белоярская АЭС и ИЦАЭ Екатеринбурга для развития интереса школьников к атомной энергетике и науке, к исследовательской и практической деятельности.
В 2024 году «Курчатовские чтения» были посвящены 60-летию Белоярской АЭС и состоялись в формате дебатов «Убеди меня», разработанном совместно сетью Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) и Корпоративной Академией Росатома (АНО «КАР»). В них приняли участие восемь команд школьников из Заречного, Лесного, Новоуральска, Озерска, Снежинска, Екатеринбурга и Челябинска.
Весь март школьники активно готовились к дебатам. Для этого организаторы «чтений» разработали серию образовательных вебинаров, лекций и мастер-классов от учёных и сотрудников атомных предприятий. Во время них, например, Максим Гревцев, заместитель программного директора сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ), рассказывал школьникам о формате дебатов и их правилах. А Владислав Литовченко, младший научный сотрудник Института реакторных материалов, рассказывал с помощью мемов про реакторы четвертого поколения, к которым относятся высокотемпературные газоохлаждаемые реакторы.
Очная часть «Курчатовских чтений» состоялась 4-5 апреля в Заречном. В первый день «чтений» школьники смогли узнать о преимуществах реакторов на быстрых нейтронах непосредственно на энергоблоке №4 Белоярской АЭС. Во время экскурсии участники осмотрели машинный зал с турбогенератором и блочный пункт управления, откуда операторы контролируют параметры БН-800.
Также 4 апреля школьникам прочитали лекции по темам, связанным с финальными дебатами. О футуристических атомных проектах, например, атомных дирижаблях – рассказала Александра Вальцева, кандидат технических наук и старший преподаватель кафедры тепловых электрических станций УрФУ. А про квантовые компьютеры школьники смогли узнать во время лекции Дмитрия Чермошенцева, руководителя группы, научного сотрудника СП «Квант», старшего научного сотрудника группы «Квантовая оптика» Российского квантового центра, младшего научного сотрудника «Сколтеха». А вечером школьники сыграли в Brainshaker.
Во второй день «Курчатовских чтений» состоялись сами дебаты. Во время них школьники из восьми команд размышляли об атомных технологиях, старались убедить экспертов в своей правоте с помощью аргументации, ораторского мастерства и находчивости.Например, на первом этапе команды Заречного и Новоуральска дебатировали о том, стоит ли использовать радиоизотопные источники для освоения и терраформирования Марса. И при заявлении позиции школьники размышляли о колонизации другой планеты, если бы этим занималась мышь Алевтина – игрушка одной из участниц команды.
Особенно напряженным оказался полуфинал «Курчатовских чтений», в котором участвовали четыре команды, набравшие больше баллов во время первых дебатов конкурса. Дело в том, что команды выступали на одинаковом уровне, и выход в финал в обеих парах дебатирующих определил перевес только в 1 балл. В финале команды из Заречного (Свердловской области) и Снежинска (Челябинской области) обсуждали, стоит ли развивать атомную энергетику, если это увеличивает количество отработавшего ядерного топлива.
Первое место заняла команда школы №3 из Заречного. «Если говорить в целом о формате «Курчатовских чтений», то это был необычный опыт. Требовались не только знания физики и атомных технологий, но и навыки ораторского искусства, умение импровизировать. Думаю, все участники ощутили волнение, когда на ходу нужно было придумать новые аргументы, а те, которые подготавливали заранее – оказывались неактуальными во время реальной дискуссии. Нам очень помогли вебинары, которые мы слушали в марте, а еще живое общение с экспертами на очной части «Курчатовских чтений». Было много мотивации реально слушать лекции и задавать вопросы, потому что понимали, что скоро нужно будет дебатировать по этим темам. Дебатировать на темы, связанные с атомной энергетикой, оказалось сложно. Но в процессе подготовки удалось лучше вникнуть в них, и стало действительно понятно, почему развитие технологий важно и нужно. Спасибо организаторам, это очень запоминающийся опыт», – поделилась Аксиния Ставыщенко, участница команды-победителя.