Владимирцы разобрались в отличиях человеческого и искусственного интеллекта
Как устроена психика человека, почему эмоциональный интеллект важно прокачивать наравне с IQ и как не стать жертвой новых технологий? На эти вопросы гостям Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира 14 марта ответили эксперты научно-популярного ток-шоу «Разберём на атомы: интеллект».
Что такое интеллект и как его можно измерить, объяснил Артём Мишулин, учитель химии и биологии гимназии № 35, победитель регионального конкурса «Учитель года — 2019»: «Ни одно из всех существующих определений интеллекта не является всеобъемлющим и полным. На мой взгляд, одно из наиболее всеохватывающих определений дано в Большой российской энциклопедии. Она определяет интеллект как общую познавательную способность, которая проявляется в том, как человек воспринимает, понимает, объясняет, прогнозирует происходящее, какие решения он принимает и насколько эффективно действует».
Развитие языка привело к тому, что мозг значительно увеличился, его масса достигла примерно полтора килограмма. Эволюция мозга привела к усложнению поведения и к усовершенствованию интеллекта, познавательных способностей древних людей. Однако, по мнению эксперта, человечество не продолжит наращивать объём мозга в дальнейшем.
«Если мы рассмотрим эволюцию человеческого мозга от австралопитеков до современного человека, то мозг действительно в большей степени рос, а с ним и интеллект. Но если мы возьмём отрезок в несколько десятков тысяч лет, сравним, например, мозг кроманьонца с мозгом современного человека, то окажется, что за этот период объём мозга уменьшился. Дело в технологиях. Так, например, изобретение, письменности и книгопечатания позволило не держать в голове весь объём информации, а переносить его на внешние носители», — пояснил биолог.
Артём Мишулин подчеркнул, что большинство современных психологов придерживаются мнения, что какими бы совершенными ни были тесты на определение коэффициента интеллекта — IQ, насколько профессиональной командой психологов бы они ни разрабатывались, получить объективную картину оценки интеллектуальных способностей они не могут.
«Дело в том, что интеллект нельзя сводить только к числам, к работе со словами, языковому запасу, умению строить причинно-следственные связи и рассуждать. Ещё в конце XX века американский психолог Говард Гарднер выделил несколько типов интеллекта, которые сосуществуют у каждого человека и выражены в большей или меньшей степени. И тесты, которые чаще всего встречаются, например тот же тест Айзенка, в первую очередь нацелены на оценку логико-математического и лингвистического интеллекта, при этом не затрагивая остальные типы, например телесно-кинестетический или натуралистический», — объяснил Артём Мишулин.
В завершение выступления биолог отметил, что существует множество способов повысить свои интеллектуальные способности. Чтобы выбрать наиболее эффективный, сначала нужно определиться, какой тип интеллекта хочется повысить. Спикер также поделился универсальным способом прокачки интеллектуальных способностей: нужно учить языки.
Актриса театра и кино, кандидат философских наук, доцент Владимирского государственного университета им. А. Н. и А. Г. Столетовых, тренер по дисциплинам сценического искусства Валерия Емельянова объяснила, что развитие эмоционального интеллекта улучшает качество связи с личным опытом человека, существенно улучшая и качество его жизни.
Существует четыре навыка эмоционального интеллекта, причём три из них — самосознание, самоконтроль и социальная осознанность — взаимосвязаны. Развивая любой из них, человек автоматически прокачивает остальные два. Четвёртый — управление отношениями — складывается из всех трёх предыдущих навыков. Валерия поделилась со слушателями, как их можно развить.
«Для развития самоконтроля важно следить за телом, нормально и качественно спать, заниматься физической активностью, а также использовать правило 10 секунд или откладывать важные решения на завтра. А для развития социальной осознанности важно не забывать приветствовать людей по имени, наблюдать за ними и практиковать искусство слушать, уметь планировать мероприятия заранее, уметь улавливать атмосферу в помещении», — рассказала Валерия Емельянова.
Правовые вопросы в области искусственного интеллекта рассмотрел Данила Авдеев, преподаватель Юридического института ВлГУ, член Общественной палаты Владимирской области, председатель молодёжного общественного совета при Уполномоченном по правам человека во Владимирской области, автор научных работ по тематике общественного участия граждан в управлении делами государства, защите прав человека в условиях цифровизации.
«Объектом авторского права являются произведения. С точки зрения гражданского кодекса, вне зависимости от достоинств произведения, всё, что формализовано, то есть выражено вовне, обладающее творческой составляющей и созданное авторским трудом — личным трудом гражданина, охраняется по нормам российского гражданского кодекса, и не только. Что касается произведений, сгенерированных искусственным интеллектом, дискуссии возникают о вопросе авторского труда», — пояснил эксперт.
«В теории юриспруденции и практике ряда стран уже сформированы подходы на этот счёт. К примеру, в первом подходе автором произведения, созданного искусственным интеллектом, признаётся разработчик. Первой в мире страной, где разработчик в результате судебного решения получил авторские права на объект, созданный нейросетью, стал Китай. Прецедентом стала статья об изменениях фондового индекса Шанхая, написанная программой для генерации текста. Однако, по мнению эксперта, разработчик дал пользователю инструмент, но творческий труд разработчика закончился в момент, когда он создал нейросеть», — рассказал Данила Авдеев.
Контент, созданный нейросетями, должен быть общественным достоянием, считает юрист. Это позволит обществу контролировать использование объекта, не нарушая при этом авторских прав. Эксперт также посоветовал обязательно указывать на использование искусственного интеллекта в своих работах.
Научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы: интеллект» прошло в рамках еженедельной программы «ИЦАЭ OPEN». Каждый четверг Информационный центр по атомной энергии становится открытой площадкой, и посетители могут принять участие в лекториях, мастер-классах, научно-популярных ток-шоу, а также пообщаться друг с другом и с экспертами в неформальной обстановке.