На лектории «Цвета науки» в ИЦАЭ Нижнего Новгорода поговорили о белом цвете
Нижний Новгород
28 января

На лектории «Цвета науки» в ИЦАЭ Нижнего Новгорода поговорили о белом цвете

Белому цвету в разных научных дисциплинах был посвящён очередной «ИЦАЭ OPEN. Цвета науки: белый», который состоялся 27 января в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Нижнего Новгорода. Зрители узнали о «белом стихе» и о физике белого цвета и света.

После вводной экскурсии по интерактивным экспонатам ИЦАЭ началась лекция «Белый стих»: свобода от рифмы», которую прочитала Мария Гельфонд, кандидат филологических наук, доцент, академический руководитель образовательной программы «Филология» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» – Нижний Новгород.

Как писал Высоцкий: «Если строки ритмичны, без рифмы / Тогда говорят: белый стих». В сущности, это уже точное определение белого стиха. Но почему он белый, чем он отличается от свободного, когда и почему поэты обращаются к нему?

«Белый стих» – название метрических (стопных) стихов, без рифм. Термин перешел в русскую поэтику с французского — «vers blanc», который, в свою очередь, взят из английской поэтики, где незарифмованные стихи называются «blank verse» (blank — сгладить, стереть, уничтожить), то есть стихи со стёртой, уничтоженной рифмой. Белые стихи в современном понимании появились в XVI веке. Большой популярностью они пользовались у английских поэтов. Одним из первых намеренно отказался от рифмы Генри Говард в своем переводе поэмы Вергилия «Энеида». Вслед за ним такие произведения начали писать Уильям Шекспир и Кристофер Марло.

«У Саши Чёрного есть забавное стихотворение о том, как юный поэт ищет рифму и никак не может её подобрать. Он рифмует-рифмует, но в итоге останавливается на следующем: «… Бровь — свекровь — морковь… носки!». Строго говоря, примерно в этом месте и рождается «белый стих», — подметила Мария Гельфонд.

Далее состоялась лекция «Белый и другие: физика света и цвета» от Ивана Оладышкина, кандидата физико-математических наук, старшего научного сотрудника Института прикладной физики РАН.

Человек так привык к цветному миру вокруг него, что сложно представить, насколько сложной загадкой была физика света в недалёком прошлом. Почему листья зелёные, небо голубое, а лампа накаливания жёлтая? Почему у каждого атома есть свой спектр и как отсюда родилась квантовая механика? Как три базовых цвета складываются в любой другой цвет, включая белый?

Цвета – это отражённое излучение электромагнитных волн, лежащих в очень узком диапазоне длин. Электромагнитные волны с длинной в диапазоне 380-780 нанометров называются видимым светом. На самом деле у света есть и невидимая для нас «часть», которая лежит за пределами обозначенного диапазона.

Белого света в природе нет. Он не имеет определенной длины волны, поэтому и не имеет цвета. Это группа потоков с разными длинами волн, которые в сумме воздействуют на наш глаз, формируя белый цвет.

«Я интересуюсь темой цвета, поэтому лекция была мне очень полезна. Также мне очень интересна физика, несмотря на то, что сама я от неё далека, это, скорее, моё хобби – я интересуюсь ей вне работы. На лекции Иван Оладышкин поделился фундаментальными исследованиями, благодаря чему мои собственные знания пришли в структуру», — поделилась впечатлениями от лекции гостья вечера Анастасия Зубкова.

Организаторами мероприятия выступили Институт прикладной физики РАН, ИЦАЭ Нижнего Новгорода и Парк науки ННГУ «Лобачевский Lab».

«ИЦАЭ OPEN» — проект сети ИЦАЭ. Каждую неделю в 18 регионах страны Информационные центры по атомной энергии становятся открытыми площадками, на которых любители интеллектуального досуга могут пообщаться с учёными, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов.