«Энергия науки»: Алексей Паевский рассказал калининградцам, как «прокачать» мозг
Калининград
07 декабря

«Энергия науки»: Алексей Паевский рассказал калининградцам, как «прокачать» мозг

Как улучшить работу мозга, что вызывает мурашки при звуках любимых мелодий и как меняется мозг в космосе, узнали слушатели лекций известного популяризатора науки Алексея Паевского, организованных 4–6 декабря Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Калининграда в рамках проекта «Энергия науки».

Алексей Паевский — научный журналист, коммуникатор, фотограф, главный редактор портала Neuronovosti.ru, портала Mendeleev.info, научный редактор порталов Indicator.ru и InScience.News, сооснователь лектория «Извилины знаний», советник ГК «ИнЭнерджи» по коммуникациям и сотрудник Проектного офиса Десятилетия наук и технологий.

Открытый лекторий начался 4 декабря в Калининградском зоопарке. Алексей Паевский развеял популярные мифы и поделился реальными научными данными о мозге человека и животных. На лекции «Мозг как супергерой» эксперт рассказал, что объём наших знаний о мозге увеличился в 1000 раз за последние 100 лет. Например, исследуя певчих птиц, учёные выяснили, что весной у них появляются новые нейроны, чтобы разучивать новые песни для образования пар, а к осени они исчезают. Не стоит бояться, что нервные клетки не восстанавливаются, ведь человеческий мозг чрезвычайно пластичен, и новые клетки формируются из стволовых, а затем образуются новые нейронные связи.

«Ничего сложнее и ничего интереснее, чем нейронауки, в жизни не встречал, а я знаком со многими науками»,– отметил Алексей Паевский.

Отвечая на вопрос слушателя, как запоминать большой объём информации, Алексей поделился, что ему помогает интерес к изучению: «Информация запоминается легко, если тема интересна и информация нравится, так что старайтесь развить в себе любопытство к изучению. И конечно, нужно достаточно спать, ведь во время сна у нас происходит усвоение знаний и их переход из кратковременной в долговременную память».

О влиянии музыки на мозг и о сером веществе джазовых исполнителей Алексей Паевский рассказал 5 декабря в музее «Дом китобоя».

Из лекции «Музыка и мозг» слушатели узнали, что у человека в ушах «танцуют» волосковые клетки, когда он слышит музыку. А к старости верхняя граница слышимого диапазона падает до 7000–8000 Гц, потому что клетки, воспринимающие высокие частоты, отмирают быстрее.

«Музыка попадает в мозг далеко не сразу. Сначала нервные импульсы от улитки собираются в слуховой нерв, затем через 8-ю пару черепных нервов проходят через оливарное тело в продолговатом мозге, потом в таламус, а затем в слуховые коры. Да, их две – в правом и левом полушарии», — объяснил Алексей Паевский.

Он также поделился способами улучшения работы мозга: необходимо спать минимум 8 часов, регулярно подвергать мозг когнитивным нагрузкам, причём разнообразным, слушать разную музыку и играть на музыкальном инструменте.

«Зачем хирурги включают музыку в операционной? Оказывается, музыка может помочь в обучении, особенно если нужно научиться каким-то мелким движениям, например, токарному делу. Эффективнее идёт обучение под ритмичную музыку, так как ритм музыки обрабатывает мозжечок, который отвечает за координацию движений», — пояснил эксперт.

По этой же причине нужно слушать сложную музыку, в которой есть не только четыре такта (как, например, в вальсе), а классическую, барочную музыку, потому что мозгу приходится задействовать несколько отделов, чтобы её распознать, понять, он больше загружается.

Алексей также объяснил научный эксперимент, в котором учёные сравнивали обычных людей и тех, у кого прослушивание мелодий может вызывать слёзы, радость и дрожь в руках. Оказалось, что дело в мозге: у второго типа людей связь через белое вещество слуховой коры с лимбической системой (которая отвечает за эмоции) толще, то есть эмоции от услышанного сильнее.

«Если вы певец и у вас заболело горло, то фониаторы советуют не петь и даже не слушать музыку: если вы слушаете мелодию, вы мысленно напрягаете связки. А потому восстановление будет куда эффективнее и быстрее без музыкального сопровождения», — посоветовал Алексей Паевский.

Завершающая лекция «Нейронауки в космосе» прошла 6 декабря в Центре развития одарённых детей. Эксперт рассказал школьникам об исследованиях мозга космонавтов и экспериментах над нейронами в невесомости. Он поделился со слушателями интересным фактом: за полгода работы на МКС у космонавтовувеличивается область мозга, ответственная за хождение – а всё потому, что космонавты используют свои ноги не по назначению: ими держатся, отталкиваются, опираются.

ИЦАЭ Калининграда регулярно организует лекции популяризаторов науки, мастер-классы и интеллектуальные турниры. Анонсы будущих событий можно узнать в группе ИЦАЭ Калининграда во «ВКонтакте» либо получать через email-рассылку.

«Энергия науки» – федеральный проект сети ИЦАЭ, в рамках которого жители регионов могут пообщаться с учёными федерального уровня и узнать последние научные новости.