Юные энергетики узнали про инновации Росатома на Всероссийской инженерной смене
Ростов-на-Дону
14 ноября

Юные энергетики узнали про инновации Росатома на Всероссийской инженерной смене

Интерактивную образовательную программу провёл Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Ростова-на-Дону для участников Всероссийской инженерной смены «Школа молодого энергетика», которая проходила с 4 по 17 ноября в Краснодарском крае на базе Всероссийского детского центра «Смена».

Программа ИЦАЭ началась с интерактивной лекции «Инновации Росатома в энергетике», на которой ребята узнали о новых направлениях и перспективах атомной энергетики, о работах по использованию термоядерной энергии и развитию водородной энергетики.

Алексей Боровик, кандидат физико-математических наук, эксперт ИЦАЭ, обратил внимание ребят на важные шаги, которые были сделаны на пути реализации замкнутого ядерного топливного цикла на базе реакторов на быстрых нейтронах. Это и успешная эксплуатация быстрых реакторов БН-600 и БН-800, и развертывание проектирования БН-1200, и создание новой платформы атомной энергетики – быстрого реактора со свинцовым теплоносителем БРЕСТ-300. Немаловажно и то, что отработаны шаги по использованию МОКС- и СНУП-топлива для замкнутого ядерного топливного цикла.

Спикер также отметил, что для полной реализации проектов по развитию атомной энергетики необходимо использовать реакторы разной мощности. Поэтому до середины 30-х годов XXI века планируется реализовать строительство реактора ВВЭР-600С со спектральным регулированием на Кольской АЭС. В планах, которые уже начали реализовываться в Якутии, строительство АЭС малой мощности на базе реактора РИТМ-200, который хорошо себя зарекомендовал в ледокольном флоте. Разработаны и другие реакторы, которые имеют целую линейку мощностей: от сверхмалых 5-10 МВт до нескольких сотен мегаватт. «На мой взгляд, интересный проект – реактор «Елена». Это термоэлектрическая атомная станция, где тепло, выделяемое при делении урана, превращается в электричество с помощью термоэлектрогенератора. Станция позволяет не только использовать полученную электроэнергию, но и тепло, которое необходимо для отопления жилищ», — привёл пример Алексей Стратонович.

Рассказал эксперт и про водородную энергетику. Пока она не может составить конкуренции использованию электричества, в том числе в автомобилях, промышленности и быту, но со временем ситуация может измениться. У Росатома уже есть целый ряд готовых решений, чтобы разворачивать водородную энергетику. Это и разработанный проект высокотемпературного газоохлаждаемого реактора, и создание оборудования, необходимого для хранения, транспортировки и использования водорода.

Большое значение для энергетики имеет деятельность Росатома по созданию мощных накопителей электроэнергии на базе ионно-литиевых аккумуляторов. Это необходимо не только для того, чтобы сглаживать цикличность производства электроэнергии, например, у ветряков, но и для стабильной работы энергетических систем.

Росатом уделяет внимание и альтернативным источникам энергии. В частности, корпорация занимает передовые позиции в развитии ветроэнергетики. На юге России уже построены ветропарки мощностью более 800 МВт, в планах следующего года увеличить установленную мощность ветряков до 1,5 ГВт. Важно, что практически всё в них отечественное. Госкорпорация производит гондолы (ветряные турбины) и другое оборудование на своих заводах, в частности, на заводе «Атоммаш» в г. Волгодонске.

Объяснение материала сопровождалось показом видеофрагментов, а в конце лекции ребята прошли небольшой квиз.

«Я рад, что наша страна делает огромные успехи в этой отрасли. Мы смело смотрим в будущее. У нас есть разработки, опережающие другие страны на десятилетия. Я знал, что в России имеется технология замкнутого ядерного топливного цикла, а теперь знаю, как она работает и для чего применяется», – поделился впечатлением от лекции Алексей Безуглов из Ставропольского края.

Следующим испытанием для юных энергетиков стала проверка знаний в интеллектуальной азартной командной игре «Адреналин». Школьники узнали много нового о разных технологиях: от компьютерной томографии до термоядерного синтеза.

А в завершение дня ребят состоялось занятие «Мир пластика», разработанное сетью ИЦАЭ. Ребята познакомились с видами пластика и его кодами переработки, а также узнали, какую пользу может принести уже использованный пластик и что нужно делать каждому из нас, чтобы пластикового мусора было меньше, а полезных вещей – больше.

Школа молодого энергетика проводится с 2017 года и направлена на профессиональную ориентацию молодёжи в сферах энергетики, энергоэффективности, экологии и бережного отношения к окружающей среде. В этом году она объединила 68 талантливых школьников из разных регионов страны.