О мозге, жизни птиц и человеческом мышлении поговорили на «Научных чтениях» в Курске
Курск
13 ноября

О мозге, жизни птиц и человеческом мышлении поговорили на «Научных чтениях» в Курске

Третий выпуск non-fiction шоу «Научные чтения» состоялся в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Курска в рамках еженедельного проекта «ИЦАЭ OPEN» 10 ноября.

Спикерами «Научных чтений» стали педагоги школ и колледжей, которые рассказали зрителям о своих впечатлениях от прочитанных научно-популярных книг. Им удалось вовлечь аудиторию в обсуждение книг и дискуссию на тему мозга, жизни птиц и человеческого мышления.

О книге С. Деана «Прямо сейчас ваш мог совершает подвиг. Как человек научился читать» рассказала Елена Кирина, методист регионального ресурсного центра по реализации проекта «Навигаторы детства».

«Научно-популярную литературу читать сложно, но в то же время это захватывает, погружает в неизведанный мир. Даже если ты профи в какой-то области, то всё равно открываются новые горизонты», — поделилась первым впечатлением Елена.

Основная мысль книги заключается в том, что в XXI веке среднестатистический человек гораздо лучше разбирается в том, как работает автомобиль, нежели в том, как функционирует его собственный мозг.

В ходе своего выступления Елена подчеркнула, что сначала необходимо изучать фонемы, знать, как они могут звучать, а затем уже учиться читать.

«Первый год жизни – самый важный период в становлении речи у ребёнка. Выделяют три стадии формирования чтения у ребёнка: логографический – буквы воспринимаются, как картинки и различаются по форме и изгибу, фонологический – в каждом слове буква воспринимается как обозначение фонемы, орфографический – запоминаются первые буквы, а затем додумывается слово», — объяснила Елена Кирина.

Эксперт разобрала процесс чтения текста: «Обработка письменной речи начинается с глаз. Только центр сетчатки – так называемая центральная ямка – имеет достаточно высокое разрешение, чтобы распознавать мелкий шрифт. Именно поэтому взгляд вынужден беспрерывно перемещаться по странице».

В ходе чтения зрительная система последовательно извлекает, а мозг распознаёт графемы, слоги, префиксы, суффиксы и корни слов. Слово обрабатывается двумя параллельными путями: фонологический – преобразует буквы в звуки речи и лексический – обеспечивает доступ к ментальному словарю значений.

В завершение Елена дала совет для тех, кто впервые будет читать научно-популярную литературу: «Научно-популярную литературу нужно осмысливать вдвойне, фиксировать важные моменты, оставлять заметки, и самое главное, находить на это достаточное количество времени».

Впечатлениями от книги Ф. Дюбуа «Удивительная философия птиц. Как ласточки относятся к смерти, горлицы сохраняют романтику в отношениях, а утки спасаются от стресса» поделилась Елена Бабухина, ведущий специалист ФГБУ «Росдетцентр», муниципальный координатор по реализации проекта «Навигаторы детства» в Фатежском районе.

«В нашем бурно меняющемся мире с его глобальным потеплением и деградацией окружающей среды многие виды птиц исчезают буквально на глазах. Ну а мы? Выживем ли мы в том искусственном мире, который сами создаём?» — с такими вопросами к зрителям обратилась эксперт.

Птицы появились примерно сто пятьдесят миллионов лет назад, причём возникли они не за один день. Их предшественниками были динозавры, образовавшие особую группу – тероподы.

У птиц оперение скрывает один важный недостаток – отсутствие певческого таланта. Чем ярче окрас перьев, тем хуже самец поёт, и наоборот. Например, соловей в своей коричневой одёжке, чёрный дрозд, певчий дрозд, украшенный лишь несколькими бежевыми пятнышками – искусные певцы.

«Живущие в городе синицы поют громче, потому что городской шум заглушает их пение. Не только человек адаптируется к окружающей среде, но и птицы имеют такую возможность», — объяснила Елена.

Про книгу Майкла Газзаниги «Кто за главного. Свобода воли с точки зрения нейронауки» рассказал Кирилл Каменский, преподаватель русского языка и литературы ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж».

Согласно современным представлениям о мозге, его крупномасштабный план обусловлен генетически, а вот специфические связи на локальном уровне зависят от активности, а также от эпигенетических факторов и опыта. Важны как наследственность, так и среда, а само сознание не единое целое, а синтез самых разных частей, и одна из его характеристик – эмерджентность.

«Эмерджентные свойства – это свойства частей объекта, преобразованные (усиленные, стабилизированные) благодаря взаимодействию друг с другом; свойства одних элементов «набирают силу» от своих соседей посредством связей между ними – и становятся системными», — объяснил Кирилл.

«Когда увеличивается объём мозга, растет количество нейронов, их связей, а также пространство между клетками. Кора головного мозга у человека по объёму в 2,75 раза больше, чем у шимпанзе, но содержит лишь в 1,25 раза больше нейронов. Получается, изрядная доля возросшей массы человеческого мозга объясняется увеличением пространства между телами клеток и объёма того, чем оно заполнено», — пояснил эксперт.

«Мне очень понравился такой формат, потому что в живом общении с экспертами можно узнать их мнение по различным вопросам. Для меня интересным стало выступление Кирилла Каменского о книге Майкла Газзанинга «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии». Мы обсудили вопрос, несёт ли каждый человек личную ответственность за свои поступки,  со стороны биологии и психологии человека. А также Кирилл рассказал о том, как наш мозг принимает решения и на что он способен», — поделилась впечатлениями Юна Гольдман.