«Я радиоактивен, и ты тоже»: в Кирове выступил с открытыми лекциями физик Александр Колдобский
Киров
11 апреля

«Я радиоактивен, и ты тоже»: в Кирове выступил с открытыми лекциями физик Александр Колдобский

О радиации, ядерных технологиях и революционном МОКС-топливе рассказал кировчанам профессор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Александр Колдобский.  9 и 10 апреля он выступил в Кирове с открытыми лекциями в рамках федерального проекта сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) «Энергия науки».

На первой лекции «Я радиоактивен, и ты тоже» профессор подчеркнул, что сейчас положительно к атомной энергетике относится ¾ населения нашей страны. Однако так было далеко не всегда.

Александр Борисович рассказал о популярности радиационных технологий в 30-е годы ХХ века: «Девушкам обещали, что их лица будут сиять от счастья, радия и тория. Якобы радиация стимулирует жизненные процессы в клетках, укрепляет кожу, останавливает развитие пор, лечит покраснения, пятнышки и прыщики, разглаживает морщины. Ещё выпускали радиоактивную минеральную воду, свечи с полонием, лекарства с радием. Но затем люди поняли, что поторопились с оценкой».

В чём причины настороженного отношения людей к ядерным технологиям? По мнению эксперта, доверие или недоверие к технологиям во многом обусловлено тем, как они в первый раз «показали свое лицо». А ядерные технологии «пришли к нам с «лицом» Хиросимы и Нагасаки». Также серьезным испытанием для атомной промышленности стали промышленные аварии в 1979 году в США и в 1986 в Чернобыле.

«К сожалению, мифы о Чернобыльской аварии продолжают распространяться, в том числе журналистами. Но большинство из них – это обычные страшилки для поднятия рейтинга. Существует официальная статистика по смертности ликвидаторов последствий Чернобыльской аварии и людей того же возраста, которые не принимали участие в ликвидации. Среди ликвидаторов уровень смертности ниже, потому что они постоянно находились под наблюдением врачей, и это позволяло своевременно выявить возрастные заболевания. Да и более частого проявления онкологии по сравнению с другими группами у ликвидаторов не выявлено», – рассказал эксперт.

Ещё одна причина радиофобии – невозможность потрогать руками или как-нибудь иначе почувствовать радиацию.

Третья причина, по мнению эксперта, – необусловленная секретность. «Во всех развитых странах ядерные технологии развивались после создания оружейного ядерного комплекса. Эту информацию по понятным причинам всегда окружала секретность, которая автоматически переносилась на мирный атом и зачастую вредила.

Совокупность всех этих факторов ударила и по имиджу атомной энергетики, и по её восприятию людьми. Однако сейчас выбросить из жизни ядерные технологии невозможно. «В открытом доступе стало гораздо больше информации о том, как устроены АЭС, каковы принципы работы систем безопасности и технические характеристики современных атомных реакторов», – отметил профессор.

Что же такое радиация? По словам Александра Колдобского, радиация – это обиходное название совокупности присутствующих во внешней среде ионизирующих элементов. Ионизация – это процесс, нарушающий электронейтральность материи. Из атома при наличии внешнего воздействия вырывается один или несколько электронов, образуя положительный ион. Эти электроны на короткое время могут «прилипнуть» к другому атому – так образуется отрицательный ион. Ионы существуют очень короткое время, по прошествии которого электронейтральность материи восстанавливается. Это процесс, обратный ионизации, называется рекомбинацией», — пояснил эксперт.

Каких же излучений действительно стоит опасаться в жизни? Одним из представляющих опасность источников природного излучения является радон – радиоактивный газ, не имеющий ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Он выделяется из коренных пород, и, проходя сквозь землю, перемешивается с воздухом. Вне помещений радон не предоставляет опасности для здоровья человека. Однако в помещениях он по-настоящему опасен, и множество исследований подтверждает, что даже невысокие концентрации, встречающиеся в жилых домах и на рабочих местах, особенно в регионах с умеренным и холодным климатом, чреваты риском для здоровья. Высокая концентрация радона в помещениях опасна, поскольку его длительное воздействие на организм при вдыхании значительно повышает риск развития рака лёгких.

Химические элементы, продуктом распада которых является радон, такие как уран, торий и радий, могут присутствовать в почве, воде и даже строительных материалах. Нужно наблюдать за концентрацией радона в домах и на рабочих местах, предотвращать его попадание в помещение, следить за хорошей вентиляцией.

На второй лекции Александр Борисович рассказал о «приключении ядерного топлива» — ядерно-топливном цикле. По словам профессора, это совокупность технологий и производственных операций, предназначенных для бесперебойного и безопасного функционирования атомного энергетического комплекса.

Сначала урановую руду извлекают из недр, очищают уран от ненужных примесей, обогащают его по нужному изотопу (урану-235) и переводят в форму, подходящую для «сжигания» в ядерном реакторе — в форму ядерного топлива. Несколько лет топливо «работает» в реакторе, благодаря чему на атомной электростанции вырабатывается электроэнергия, атомные ледоколы и подводные лодки ходят по морям и океанам, а ученые делают новые открытия. После пребывания в реакторе топливо (теперь его называют отработавшим ядерным топливом) обладает высокой радиоактивностью и содержит ценные компоненты, которые образовались в ходе ядерной реакции. Его необходимо безопасно переработать, выделить ценные материалы, а образовавшиеся радиоактивные отходы перевести в безопасную форму и захоронить. Эти задачи также решают предприятия, входящие в ядерный топливный цикл.

Каково будущее атомной энергетики? «Мы идём к замкнутому ядерному топливному циклу. Это значит, что топливо от реакторов одного типа будет перерабатываться и использоваться как топливо для реакторов другого типа», — рассказал эксперт.

Слушатели узнали о проекте «Прорыв» — одном из главных инновационных проектов в мировой атомной энергетике. Он предусматривает создание новой технологической платформы атомной отрасли на базе замкнутого ядерного топливного цикла с использованием реакторов на быстрых нейтронах. Такая технология позволит многократно повторно использовать отработавшее ядерное топливо, что снимет проблему ограниченности ресурсной базы атомной энергетики.

В рамках проекта «Прорыв» на площадке Сибирского химического комбината (предприятие Топливной компании Росатома «ТВЭЛ») создается опытно-демонстрационный энергокомплекс (ОДЭК), который позволит отработать технологии, продемонстрировать замыкание ядерного топливного цикла и сделать первый шаг в построении атомной энергетики нового поколения.

Александр Борисович подчеркнул, что пока такими разработками занимается только Россия, и здесь важно сохранить свое технологическое лидерство. По последним данным, работы будут завершены к 2030 году.

«Энергия науки» – проект сети ИЦАЭ, благодаря которому ведущие российские учёные и научные журналисты знакомят жителей регионов с последними научными открытиями и достижениями в разных областях знания.