«Энергия науки»: секрет «Рождения Венеры» или как прокачать мозг
Саратов
18 ноября

«Энергия науки»: секрет «Рождения Венеры» или как прокачать мозг

16 и 17 ноября в рамках проекта сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) «Энергия науки» Саратов посетили научный журналист, заместитель руководителя Центра Компетенций НТИ по новым и мобильным источникам энергии Алексей Паевский и врач лучевой диагностики, младший научный сотрудник Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения  Москвы Анна Хоружая.

Три совместные публичные лекции, устный журнал «Язык Эйнштейна», прямой эфир на радио и встреча с блогерами – более чем к 250 саратовцам, посетившим офлайн мероприятия, присоединились слушатели «Серебряного дождя» и читатели соцсетей.
Первая лекция «Мозг как супергерой» прошла в лицее-интернате естественных наук. Эксперты развенчали распространённые мифы о мозге. Один из них, например, о том, что наш мозг работает только на 10%.

Вечером саратовцев ждал уже полюбившийся устный журнал «Язык Эйнштейна». Это научно-популярное ток-шоу помогает быть в курсе всего самого важного и интересного, что делают учёные. Диалог проходил с юмором, в жанре некогда популярного телевизионного шоу «Прожекторперисхилтон». В этот раз были  проанализированы новости порталов Neuronovosti.ru и Mendeleev.info, сооснователями которого являются Алексей Паевский и Анна Хоружая, а также блок региональных новостей.

Ток-шоу прошло в кофейне «Территория кофе» – партнерской площадке ИЦАЭ Саратова, ставшей традиционной для встреч любителей «поболтать» о науке. Самым активным участникам Алексей Паевский вручил научно-популярные книги.

Воскресный день «Энергии науки» начался с лекции в ИЦАЭ «Можно ли «прокачать» мозг»? Речь шла о попытках учёных найти способы усовершенствовать работу центрального органа нашего организма – в терапевтических целях или просто пытаясь прокачать память, внимание и скорость мышления, а также об успехах и неудачах стимуляции мозга и других способах помощи больному и здоровому мозгу.

В числе прочего Анна Хоружая рассказала о возможных внешних способах «прокачки» мозга, например, о «виртуальном телекинезе» и о продаваемых в интернете девайсах для улучшения концентрации внимания.
«Симуляция нейрофидбэка и настоящий нейрофидбэк в равной степени улучшают конечные результаты, – сказала Анна Хоружая. – Значит, здесь работает эффект плацебо – самовнушение? Для ответа на этот вопрос нужны ещё исследования».

Финальным событием стала лекция «Медицина в искусстве. Диагнозы по произведениям искусства», которая прошла в Петровском зале исторического здания музея Радищева, в окружении картин, скульптур и предметов интерьера из коллекции музея. Искромётно, артистично, с долей иронии и юмора авторы ставили диагнозы по юзерпикам и раскрывали медицинский контекст самых известных шедевров мирового и отечественного изобразительного искусства. Зрители узнали, чем болела Венера Боттичелли, почему у Клода Моне в конце жизни резко изменилось цветовосприятие, что зашифровал в своей фреске Микеланджело, как связана картина Рембрандта с развитием науки в России, и при чём «присутствующая» на лекции статуя Петра I.

«Это действительно что-то совершенно новое и необычное. Я никогда бы и не подумала анализировать известные картины с точки зрения медицины. А ведь и правда, мы часто задаём себе вопросы о том, почему так странно выглядит герой того или иного произведения искусства, что с ним не так. А он, оказывается, просто болел. Особенно поразила информация о «Венере» Боттичелли. Оказывается, секрет ее шикарных волос в том, что их не тронул туберкулез костей», – поделилась Антонина Потапова, участница проекта и обладательница двух подарочных книг от Алексея Паевского.

Проект «Энергия науки» создан сетью ИЦАЭ специально для того, чтобы познакомить жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями. Лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты из разных городов рассказывают о передовых экспериментах и теориях, открытиях и гипотезах. Идея проекта – дать возможность обычным людям, далёким от науки, задать вопрос и даже поспорить с учёными, чтобы наука перестала быть для них чем-то далёким и скучным, а приобрела вполне конкретные очертания и лица. Кроме того, проект позволяет формировать у аудитории широкую картину современной научной жизни.