«Энергия науки» в Новосибирске: книжные революции, феминитивы и покорители Марса
Лекции журналиста, литературного критика и шеф-редактора сервиса аудиокниг по подписке «Storytel» Константина Мильчина прошли 10 и 12 декабря в Новосибирске в рамках научно-просветительского проекта «Энергия науки» сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).
Первая лекция называлась «Книги – 2020. Чтение и сочинение, что поменялось» и была посвящена революциям в книжном мире и различным форматам чтения. Бояться очередной революции в книжном мире не стоит, уверен Константин Мильчин: как сейчас многие опасаются наступления электронных и аудиокниг, так раньше когда-то многие считали, что печатные книги «от лукавого».
«В мире книг было три революции, сейчас грядет четвёртая, и это важный переходный этап для книжной культуры. Если ранее считалось, что все книги есть в Александрийской библиотеке, то сейчас интернет становится такой библиотекой, где можно найти практически всё», – рассказал Мильчин.
На лекции в книжном магазине «Перемен» Константин Мильчин рассказал о десяти, на его взгляд, лучших книгах, изданных в 2020 году.
Критик особенно отметил новый роман Михаила Елизарова «Земля». На первый взгляд, эта книга о похоронной индустрии, смерти или отношению к смерти, но на самом деле, по мнению эксперта, она о символах и знаках, о том, что мы везде хотим найти какие-то знаки и надеемся, что нам их кто-то посылает. Одним из ключевых артефактов произведения являются часы, которые нужно было заводить главному герою, иначе случится что-то ужасное. «А что случилось или не случилось, когда эти часы разбились, лучше прочитать самим», – посоветовал зрителям лектор. Также Константин обратил внимание на интересные и сложные диалоги между героями, которые являются фирменным знаком писателя.
Особое внимание литкритик уделил научно-популярной книге Ирины Фуфаевой «Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция». Тема весьма актуальная, вызывающая много споров, и в своей работе Фуфаева подробно разбирает, как на разных этапах русского языка функционировали феминитивы и что они обозначали. Например, суффикс «ша» мог говорить не только о том, кем работает супруг, – «почтальонша», но и кем работает сама женщина, о роде её занятий – «амбассадорша».
«Мой любимый пример, который приводится в книге из словаря Даля, – писея, что означает мастерица резво писать. И это слово мне нравится больше, чем блогерка, блогерша и так далее», – отметил Мильчин.
Завершающей стала необычная лекция «Полёты на Марс: от Античности и до 1930-х», на которой зрители узнали о малоизвестных литературных произведениях о Марсе, его обитателях и покорителях.
Одно из первых описаний космического полёта появилось в рыцарской поэме итальянского писателя Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд» или «Неистовый Орландо», публиковавшейся в 1516-1532 гг. Не обошлось и без упоминания полёта на Луну, Марс и Юпитер известного литературного персонажа – барона Мюнхгаузена. В книге Генриха Теодора Людвига Шнорра «Дополнение к удивительным путешествиям на суше и на море и весёлым приключениям барона фон Мюнхгаузена, о которых он имеет обыкновение рассказывать за бутылкой вина в кругу своих друзей» бравый барон летит в космос на лейбстраусе – мифическом существе, которое «как страус, только больше и сильнее».
Начало марсофобии и страха перед нашествием инопланетных захватчиков положило произведение фантаста Герберта Уэллс «Война миров», написанное в 1897 году. В ней автор описал, как марсиане захватывают и почти разрушают Лондон, а люди спаслись только благодаря случайности.
«Тут возникает вопрос, а кто нас спасет от марсианского ига? И этим героем оказывается Илон Маск своего времени – Томас Эдисон», – рассказал Мильчин. В конце 19-го века появился целый цикл книг – «Эдисониада» – выдуманные приключения, в которых изобретатель решает различные проблемы в разных частях земного шара. Самой большой популярностью пользовалось «Эдисоновское завоевание Марса» автора Гарретта Сервисса, где Эдисон и другие видные учёные того времени летят на Красную планету и побеждают марсиан.
Отвечая на вопросы зрителей, Константин Мильчин отметил: «Очень интересен момент, когда литература и наука взаимодействую друг с другом. Писатели подкидывают идею учёным, научные открытия дают вдохновение для творчества – и так до бесконечности. Литературное осмысление также важно, как и научное».
«Энергия науки» – проект, созданный сетью Информационных центров по атомной энергии, чтобы познакомить жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями, и сформировать у аудитории широкую картину современной научной жизни.