«Что пошло не так»: в Новосибирске учёные поделились своими научными ошибками
Развитие науки – это не прямая дорога, по которой идут учёные в познании мира. Рано или поздно они неизбежно забредают в тупики или допускают досадные промахи. Какие ошибки совершают учёные и как это влияет на проводимые исследования, рассказали геофизик, программист и биолог на очередном ток-шоу «Что пошло не так», которое 24 марта провёл Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Новосибирска.
Гостями мероприятия стали аспирант кафедры геофизики ГГФ НГУ, инженер лаборатории естественных геофизических полей ИНГГ СО РАН, преподаватель Сибирского геофизического колледжа Владимир Гурьев, старший преподаватель гуманитарного института НГУ, научный сотрудник лаборатории прикладных цифровых технологий ММФ и ЭФ НГУ научный консультант компании Huawei Иван Бондаренко, руководитель экспедиционного клуба «Образ жизни», младший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН Алексей Маслов.
История, которой поделился Владимир Гурьев, подтвердила истину, что не стоит бояться экспериментировать и слегка отклоняться от выверенной траектории.
В 2017 году на полиметаллическом месторождении Кызыл-Чин, на Горном Алтае, проводились работы разными методами электроразведки. Для одного эксперимента возникла необходимость сохранить раствор медного купороса, чтобы он не вытекал из глиняной ёмкости.
«По совету моего руководителя я добавил в него немного желатина. Но не рассчитал с дозировкой, и получившийся раствор превратился в очень плотное желе. Ассистент понесла эту массу до нужного места, но споткнулась и оторвала провода от электродов. Но оказалось, что электроды с зажелированным внутри содержимым более стабильны и лучше подходят под измерения. И теперь в рекомендации к этой технологии иногда приписывают: «По опыту новосибирских коллег можете добавлять в раствор желатин». Вот так курьёзная ситуация позволила усовершенствовать технологию одного из методов электроразведки», — подытожил Владимир Гурьев.
Подхватил эстафету Иван Бондаренко. Он вспомнил историю о том, как, будучи старшекурсником, решил разработать нейросетевой алгоритм шахматной игры и все это описать в курсовой работе.
«Я взял учебники по шахматам, сборники соревнований, где уже были некие описания комбинаций, их оценки гроссмейстерами, вбил это всё в компьютер. Я хотел, чтобы нейросеть могла адекватно оценивать позиции, но не из уже существующей выборки, а новые, которые не были в неё вбиты. Но нужный мне результат долго не получался. Так долго, что все сроки сдачи курсовой прошли, а в зачётке появилась запись “не зачтено”», — рассказал Иван Бондаренко.
Упорства у будущего учёного было не занимать, и в итоге он заставил систему работать, хотя, по его оценке, играла она слабо, разряд на третий.
«Анализируя, что же пошло не так, я понял, что неправильно подошёл к составлению обучающей выборки. Надо было позицию оценивать не по геометрической структуре фигур, а по другим ключевым признакам. Например, по признакам самих позиций. Машинное обучение не магия, не волшебство, это прежде всего анализ данных. Чтобы получить нужный результат, необходимо чётко анализировать задачу и понимать, какие нужны данные, чтобы задача была решена. Вся эта история только подстегнула мой интерес к машинному обучению, и я продолжаю работать в этом направлении и сейчас», — подвел итог учёный.
Завершил выступления Алексей Маслов. Он напомнил, что неплановые ситуации случаются не только в мире людей, но и в мире животных. И для исследователей это очень важно, так как ошибки животных – это источник новой информации о них.
В качестве примера Алексей рассказал историю об одной из экспедиций, целью которой было обнаружить место зимовки одного из видов летучих мышей – рыжих вечерниц, и тем самым подтвердить гипотезу, что зверьки для зимней спячки могут и не улетать в тёплые края. Участники экспедиции проехали несколько тысяч километров, но поиски результата не принесли, и пришлось возвращаться домой.
Каково же было удивление Алексея, когда он эту рыжую вечерницу обнаружил у себя на даче:
«Ещё больше я удивился, когда выяснил, что мышь была беременной. Для непосвящённых людей в этой ситуации удивительного ничего не будет. Но для меня сразу стало ясно, что у неё что-то пошло не так. Дело было в середине августа, накануне холодов, а мышке надо было родить, выкормить детёнышей и успеть вместе с потомством долететь до места ночевки, в более тёплые места. Стало понятно, что зверёк явно этого сделать не успеет, и ему придется зимовать в наших краях. И это стало ещё одним фактом для подтверждения гипотезы, что летучие мыши могут зимовать в разных условиях и оставаться на зимовку в Сибири».
Вдохновленные смелостью учёных в признании своих ошибок, присутствовавшие на ток-шоу тоже поделились курьёзными случаями, которые произошли с ними в учебной или профессиональной деятельности.
«Что пошло не так» – это неформальное ток-шоу, где приглашённые гости в формате сторителлинга рассказывают о провальных ситуациях в своей профессиональной карьере и тех выводах, которые они сделали.
