«Что пошло не так»: в Новосибирске учёные поделились историями научных провалов
Новосибирск
25 сентября

«Что пошло не так»: в Новосибирске учёные поделились историями научных провалов

Ошибки допускают все, в том числе и знаменитые, популярные люди, но не все искренне любят их и готовы о них говорить. Спикеры ток-шоу «Что пошло не так», организованного Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Новосибирска 23 сентября, вспомнили казусные ситуации в своей научной деятельности и поделились ими.

«Что пошло не так» – это неформальное ток-шоу, где приглашённые гости в формате сторителлинга рассказывают о провальных ситуациях в своей профессиональной карьере и делятся теми выводами, которые они сделали.

Гостями мероприятия стали кандидат биологических наук, заведующий лабораторией генетики развития Института цитологии и генетики СО РАН Нариман Баттулин, невролог и сомнолог клиники лечения боли и неврологических заболеваний «Сибнейромед» Ксения Доронина, кандидат физико-математических наук, доцент НГПУ, ведущий математик ИТПМ СО РАН Дмитрий Эпштейн.

Первым историей научной ошибки поделился Нариман Баттулин, который рассказал о том, как новосибирские генетики из Института цитологии и генетики СО РАН поставили задачу вывести таких хвостатых, которые помогут бороться с опасным заболеванием. Каким образом?

Как известно, лабораторных мышек можно заразить практически любым заболеванием человека, и либо наблюдать, как оно протекает, либо испытывать вакцину. Но к коронавирусу это не относится: обычные мыши им не болеют. Значит, надо было сделать так, чтобы они стали болеть, и тогда на них можно будет исследовать действие вакцины.

«На поверхности каждой клетки есть белки, с которыми может взаимодействовать вирус, и вот новый SARS-CoV-2 взаимодействует с определённым белком человека — как ключ к замку подходит. У мыши этот белок тоже есть, но он другой. И одна из наших задумок заключалась в том, чтобы поменять этот белок таким образом, чтобы в этом месте он был человеческим», — объяснил Нариман Баттулин.

Учёные провели все необходимые действия, используя приёмы как генной инженерии, так и ЭКО и, решив, что им удалось получить мышей, больных коронавирусом, отправили их в лабораторию научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» для дальнейшего наблюдения над тем, как развивается вирус. Но что-то пошло не так, и мыши не заболели. В чём же состояла ошибка?

«Мы выбрали неправильный блок управления гена. Мы выбрали тот, про который было известно, что он самый сильный. Но это всё тестировалось на культурах клеток. И, как оказалось, что если этот ген пройдёт через индивидуальное развитие, через ранние этапы развития, то он выключится, перестанет работать. К сожалению, на тот момент мы об этом не знали. Свою ошибку поняли, когда прочитали статью корейских ученых, которые пришли к такому же выводу, пытаясь вывести зелёную светящуюся собаку. Они допустили ровно те же ошибки, что и мы. Но они написали о них статью и тем самым помогли нам разобраться. Не надо бояться своих ошибок, это опыт, который будет ценным и полезным для других», — пояснил Нариман Баттулин.

Затем эстафету подхватила Ксения Доронина, невролог и сомнолог. Она напомнила о важности коммуникаций в жизни вообще и у врачей в том числе.

Как пример, Ксения рассказала историю из своей врачебной практики, как она приняла одного пациента за другого и пыталась лечить здорового человека. Как такое произошло? Просто у её пациента была сестра-близнец. А доктор этого не знала. И, увидев пришедшего к ней пожилого человека, который к тому же стоял на учёте у невролога, решила, что случилось обострение болезни, и, не вдаваясь в детали, пригласила пациента на приём. Ситуация разрешилась быстро и успешно для всех её участников.

«Медицина — такая наука, которая строится на общении людей, а люди иногда недоговаривают, о чём-то умалчивают. Поэтому не надо стесняться задавать вопросы, даже если это порой кажется неуместным», — подвела итог Ксения Доронина.

Дмитрий Эпштейн, кандидат физико-математических наук, поделился несколькими историями, которые с ним произошли во времена его учёбы в университете. рассказал о том, как «зависнуть» во время выступления на международной конференции, ввести в ступор суперкомпьютер всего института, и что делать, чтобы этого избежать.

«Для одного эксперимента мне необходимо было провести расчёт по нему. Расчет очень сложный, содержащий миллион ячеек, где каждая запись информации занимала мегабайт 50. А я, ещё «зелёный» студент второго курса, нисколько не сомневаясь в правоте своих действий, запустил эксперимент, поставив частоту записи результата на каждые 20 минут, и ушёл домой. Когда я пришел в лабораторию в понедельник, то узнал, что забил память всего кластера. На диске просто кончилось пустое место, и данные других экспериментов некуда было записывать», — рассказал Дмитрий Эпштейн.

Вдохновлённые смелостью учёных в публичном признании своих ошибок, присутствовавшие на ток-шоу тоже рассказали о курьёзных случаях, которые произошли с ними в учебной или профессиональной деятельности.

Главный вывод, который сделали присутствовавшие, можно сформулировать словами американского предпринимателя Роберта Кийосаки: «Победители не боятся проигрывать. Неудача – это часть дороги к успеху. Люди, избегающие неудач, избегают и успехов».