Челябинцы узнали, какие секреты таят уральские пещеры
Кладбище пещерных медведей, загадочные наскальные рисунки и следы пребывания народов севера можно обнаружить в пещерах Южного Урала. Почему изучать их действительно важно (и интересно!)? Поговорить об археологии и даже отчеканить свою монету смогли 30 января гости Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Челябинска на «ИЦАЭ OPEN. Тайны прошлого». Информационным партнёром выступил медиахолдинг «Гранада Пресс».
Мероприятие началось с турнира по игре «Хронограф». Команды вспомнили историю изобретений и научных открытий – от электрона до космических аппаратов.
Южноуральские горы одни из самых древних на планете. Какие секреты хранят их пещеры? Например, в Игнатиевской пещере было найдено крупное кладбище пещерных медведей. Возможно, в ней даже проходили обряды инициации древних подростков.
Об этом и не только рассказывает документальный сериал «Пещера». Как проходили его съёмки, какие казусы и неординарные истории остались за кадром, узнали участники встречи со съёмочной группой сериала. Беседа прошла в формате ток-шоу «Что пошло не так?», приглашёнными экспертами стали:
— Андрей Трушников, директор по информационному развитию медиахолдинга «Гранада Пресс», автор и режиссёр проекта;
— Алексей Туев, научный сотрудник Государственного исторического музея Южного Урала, сотрудник лаборатории «Археос», ведущий и главный герой сериала;
— Петр Сафонов, главный оператор документального сериала.
Оказывается, такой красивой картинки могло и не быть. Попасть в Игнатиевскую пещеру можно только с согласия археологов, у которых есть так называемый «открытый лист» — разрешение на проведение археологических исследований. На Южном Урале ни у кого такого листа нет, только в Свердловской области и в Москве.
Команда сериала решила попытать удачу в Москве — и у них получилось. Андрей Трушников рассказал, как удалось согласовать съёмки: «Ведущий специалист по пещерной археологии в России — это Владислав Житенёв, профессор МГУ. Я до этого его по телевизору только видел. А почему бы не позвонить? Говорим: «Вы мимо Челябинска не будете проезжать? Мы запишем вас чуть-чуть». На что он спросил, были ли мы в пещере. Сказали, что собираемся. «А когда собираетесь?». И он пошёл за билетами. И только благодаря ему мы прошли везде и всюду, посмотрели и первый, и второй этаж, он с нами по всей грязи ходил».
При монтаже нужно было перекрашивать цвет реки вручную, снимать лето зимой, лезть в узкие проходы — но про пещеры команда рассказывать не перестанет, и уже работает над новым проектом.
От наскальной живописи — к рисунку на украшениях и инструментах. Как поэтапно создаётся изображение, рассказал в ходе мастер-класса по экспериментальной археологии Алексей Туев.
В эпоху бронзового века практически у всех развитых народов происходил расцвет различных ремёсел, в первую очередь — художественной обработки металлов. Чеканка — один из них, наряду с ковкой, литьём и гравировкой по металлу.
Чеканкойдекорировали изделия из металла путем выбивания всевозможных узоров. Синташтинцы (период около 2200-1900 гг. до н. э.) были одними из первых на Южном Урале и в Зауралье, кто стал применять технику чеканки, а ещё они, по словам Алексея Туева, «знали ткачество и выделку кожи».
Участники познакомились с чеканкой бронзового века, а также сделали уникальный узор на пластине. Завершился вечер квизом, на котором гости вечера проверили знания по археологии и атомным технологиям, применяемым в ней.
«ИЦАЭ OPEN» — проект сети ИЦАЭ. Еженедельно в 19 регионах страны Информационные центры становятся открытыми площадками, на которых любители интеллектуального досуга могут пообщаться с учёными, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов.