Цвет настроения: учёные определили влияние цвета на общество и архитектуру
Международная конференция Российского общества цвета RUcolor2020 прошла в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Смоленска в партнёрстве с Смоленским государственным университетом (СмолГУ) с 1 по 5 декабря. В онлайн формате учёные из 27 стран мира представили более 100 докладов, посвящённых разным формам знаний, связанных с изучением цвета.
Как отметили организаторы конференции, принципиальная особенность этого мероприятия – перенос фокуса внимания со связи между цветом и индивидуальным сознанием, которая традиционно изучается в рамках гуманитарных науках, на отношения между цветом и обществом, выявление взаимосвязи между структурой цветового пространства и социальными структурами. Ни в отечественной, ни в зарубежной исследовательской практике, по их словам, подобный подход ещё не был реализован.
Работа конференции проходила в пяти секциях: психология цвета, социология цвета, лингвистика цвета, цвет в искусстве и дизайне, цвет в науке и технологиях.
Например, доклад доктора философский наук Ольги Лавреновой (г. Москва) был посвящён колористической семантике культурного ландшафта. Она рассмотрела существующие в культуре принципы передачи информации, связанной с цветом: «В пуантиллистической живописи психологическое восприятие некоего цветового пятна на самом деле получается за счёт того, что внутри этого пятна собрано большое количество противоположных цветов. И от этого информация, которая приходит в мозг, оказывается богаче, если бы человек смотрел только на зелёный или только на голубой цвет. То есть, цвет обретает смысловой объём».
Выступление Игоря Красильникова, кандидата исторических наук, преподавателя СмолГУ, было посвящено цветам революции, которая у большинства ассоциируется, прежде всего, с красным. Однако, по словам историка, сейчас есть идеи о необходимости своего рода ребрендинга – изменения цвета, которые легли в основу «цветных революций».
О концепции формирования колористической среды города рассказал доктор архитектуры, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Московского архитектурного института Андрей Ефимов. «Колористика города выполняет утилитарную и художественно-эстетическую функции. Поскольку колористика города рассматривается как феномен, обусловленный природными особенностями региона и социально-культурными процессами, целесообразно рассматривать совокупность этих внешних факторов как своего рода пространственно-временной контекст, который вызывает к жизни определенное цветовое поле, воспринимаемое в виде конкретной колористической среды», – считает архитектор.
Тему цвета в архитектуре продолжили
Юстина Тарайко-Ковальска (Польша) и Драгана Васильски (Сербия). Они рассмотрели традицию и современное применение жёлтого цвета в архитектуре и цвета как знака в минималистском пространстве.
Учёный из Германии Аксель Бютер, Phd, представил слушателям результаты исследования, которые показали благотворное влияние цветового дизайна на самочувствие пациентов в отделениях интенсивной терапии.
Преподаватели СмолГУ, доктора филологических наук, профессора Лариса Павлова и Ирина Романова рассмотрели цветовую палитру лирики Владимира Набокова, а Роман Белютин на примере дискурса футбольных фанатов через концептосферу «Цвет» рассказал о юморе в спортивной коммуникации.
Кроме того, были представлены доклады о географии цвета и значении цвета в геологии, о применении методов машинного обучения к моделированию границ основных цветовых категорий, о цветодинамическом освещении в городской среде и другие.
Первый Всероссийский конгресс по цвету состоялся 18-20 сентября 2019 года в России в Смоленске. В мероприятии приняли участие более 300 человек из двадцати различных стран и девятнадцати регионов Российской Федерации.
Организаторы Международной научной конференции Российского общества цвета (Второго Всероссийского конгресса по цвету) планируют расширить географию конференции, привлечь еще большее количество участников и установить рекорд по продолжительности проведения безостановочной 24-часовой онлайн-сессии.