Химия по-новому: педагоги Владимира получили подарочный мастер-класс от Любови Стрельниковой

8 и 9 октября во Владимире состоялась очередная сессия федерального проекта «Энергия науки». Главный редактор научно-популярного журнала «Химия и жизнь», писатель, один из ведущих популяризаторов науки в России Любовь Стрельникова провела мероприятия для главных целевых аудиторий проекта — школьников, педагогов, начинающих журналистов.
Самым результативным проект «Энергия науки» во Владимире стала для школьных и университетских преподавателей, которым Любовь Стрельникова подарила авторскую методику научного шоу «Следствие ведут химики». Теперь педагоги смогут самостоятельно демонстрировать его на любых образовательных площадках региона, включая информационный центр по атомной энергии.
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КУДА МЫ ИДЕМ?
8 октября в информационном центре по атомной энергии прошли мастер-класс Любови Стрельниковой для студентов факультета журналистики Владимирского государственного университета (ВлГУ) и членов клуба «Юный журналист», а также научное кафе на тему: «Естественнонаучное образование в школах и вузах. Куда мы идем?».
Научное кафе стало самой «горячей» дискуссией проекта. И школьные учителя, и педагоги ВлГУ признали, что уровень знаний детей по предметам естественного цикла снижается, и это проблема не только российская, но и общемировая. Поэтому главная задача школ и вузов сегодня — формирование интереса к точным, техническим и естественным наукам, без которых невозможно качественное образование ни в одной стране.
«Химия, физика, математика учат думать, так как изучают причинно-следственные связи. Эти науки развивают логику и создают у детей единую картину мира, который на отдельные предметы разделила школа для удобства преподавания», — подчеркнула Любовь Стрельникова.
Участники научного кафе обсудили проблемы образовательной сферы как на региональном, так на российском уровне. Николай Садовский, декан факультета довузовской подготовки ВлГУ, выразил сомнение в эффективности ЕГЭ как единственного инструмента оценки знаний и отметил недостаток коммуникации между педагогами школ и вузов.
Учителя также признали, что им также не хватает профессионального взаимодействия с коллегами из высшей школы. И именно интересные уроки вузовских преподавателей в школах, по их мнению, могут частично решить проблему недостатка абитуриентов на технических и естественнонаучных специальностях.
Ольга Елина, учитель физики СОШ № 9 Владимира, отметила, что пробелы школьной программы владимирские школьники отчасти компенсируют в информационном центре по атомной энергии, проекты которого развивают у детей интерес к исследовательской и творческой деятельности.
«Дети с удовольствием участвуют в проектах центра. Сами добывают информацию, моделируют, создают презентации и проекты, участвуют в конкурсах», — сказала педагог.
Подводя итоги заседания научного кафе, Любовь Стрельникова предложила свой вариант выхода из сложной ситуации с естественнонаучным образованием в регионе.
«Создайте неформальное сообщество заинтересованных учителей и вузовских преподавателей. Пусть это будет интерактивная площадка, куда могут прийти дети и сделать что-то самостоятельно: провести эксперимент, собрать схему, посмотреть в микроскоп. Думаю, информационный центр по атомной энергии вполне может стать такой площадкой», — подытожила эксперт.
УРОКИ ХИМИИ, КОТОРЫЕ ХОЧЕТСЯ ПОСЕЩАТЬ ЧАЩЕ
Один из вариантов креативного подхода к преподаванию Любовь Николаевна продемонстрировала 9 октября на мастер-классе «Следствие ведут химики» для детей и педагогов. Участники мастер-класса — ученики лицея-интерната № 1, гимназий № 3 и № 23 выступили в роли экспертов, раскрывающих «громкие» преступления XX века с помощью химических опытов и экспериментов.
На мастер-классе для педагогов Любовь Стрельникова акцентировала внимание на методике шоу — погружении школьников в культурный контекст описываемых событий, а также использовании химических экспериментов как иллюстраций к известным историческим фактам. И школьники, и педагоги единодушно согласились, что такие уроки химии хочется посещать как можно чаще.
«И научное кафе, и мастер-классы дают нам новый вектор развития сотрудничества и между школой и вузом, и с информационным центром по атомной энергии. Надеюсь, что это встреча не последняя, и у проекта будет продолжение», — сказал Владимир Усоев, декан естественно-географического факультета Педагогического института Владимирского государственного университета.
Представители вуза и школ города с благодарностью узнали, что Любовь Стрельникова передает им свою методику шоу «Следствие ведут химики», которое они смогут демонстрировать самостоятельно. Одной из площадок, где педагоги смогут показывать шоу для школьников, станет информационный центр по атомной энергии Владимира.
««Следствие ведут химики» я создала, приняв вызов педагогов. Они утверждали, что сделать шоу, объединяющее химию и гуманитарные дисциплины, практически невозможно. Тогда я разработала эту методику, и теперь делюсь ею с коллегами из школ разных регионов страны. Надеюсь, что педагоги замечательного города Владимира также смогут использовать эту технологию и, возможно, дополнят ее собственными разработками», — сказала Любовь Стрельникова.