Физику и мемы объединили в ИЦАЭ Томска
Томичи увидели, как можно рассказывать о науке, используя юмор. Научно-юмористическое шоу «Наука в мемах» прошло 21 ноября в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Томска в рамках проекта «ИЦАЭ OPEN».
«Наука в мемах» – это научно-популярное ток-шоу, на котором ученные выступают с лекциями на интересные научные темы, используя в качестве иллюстраций мемы и смешные картинки, найденные в интернете или созданные специально для выступления.
Шоу началось с выступления Ивана Филатова, руководителя проекта (по взаимодействию с образовательными учреждениями) АО «СХК». Он показал, что при помощи юмора можно лучше понимать даже такие сложные процессы как работа АЭС. В своём выступлении Иван рассказал о пути урана от добычи до получения электричества на атомных электростанциях.
Первый шаг в процессе производства топлива для АЭС – это добыча урана. Урановую руду добывают на месторождениях, обычно расположенных глубоко под землей. Добытый уран перевозят на завод, где происходит процесс обогащения. В результате обогащения получают гексафторид урана, который содержит уран-235, необходимый для ядерного реактора.
После этого гексафторид урана отправляется на заводы по конверсии, где превращается в диоксид урана. Из диоксида урана формуют таблетки, которые помещают в топливные стержни. Топливные стержни загружают в активную зону ядерного реактора.
Когда топливные стержни находятся в реакторе, нейтроны, выделяемые при распаде урановых ядер, вызывают цепную реакцию. Эта реакция высвобождает огромное количество тепловой энергии, которая используется для нагрева воды в реакторной установке. Вода, нагретая в реакторной зоне, передает тепло вторичному контуру, где она используется для генерации пара.
Пар от вторичного контура направляется в турбину, которая вращает генератор, производящий электричество. Горячая вода из первичного контура охлаждается и возвращается обратно в реактор для повторения цикла. Этот процесс продолжается до тех пор, пока топливные стержни не будут израсходованы, после чего их удаляют из реактора и заменяют новыми.
Таким образом, цикл от добычи и получения гексафторида урана до получения энергии на АЭС включает в себя множество этапов и требует сложной инфраструктуры и специализированных производственных процессов.
Следующим выступил к.т.н. Андрей Коломейцев, доцент отделения электронной инженерии инженерной школы неразрушающего контроля и безопасности ТПУ. В своём выступлении он рассказал о главных открытиях астрономии, произошедших в XXI веке.
Одним из самых значительных достижений в науке XXI века стало открытие гравитационных волн. Впервые гравитационные волны были обнаружены в сентябре 2015 года. Гравитационная волна возникла в результате слияния двух чёрных дыр, масса каждой из которых составляла примерно 36 масс Солнца. Расстояние между чёрными дырами было около 1,3 миллиарда световых лет. Это открытие стало первым прямым доказательством существования гравитационных волн, которые были предсказаны Альбертом Эйнштейном ещё в начале XX века в рамках общей теории относительности.
В апреле 2019 года было получено первое изображение черной дыры. Его авторы объединили данные, собранные разными телескопами, и создали изображение сверхмассивной черной дыры в центре галактики М87.
На фотографии можно заметить ярко освещённый круглый объект, аккреционный диск вещества, вращающегося вокруг чёрной дыры. В центре диска находится более яркая область, где вещество приближается к горизонту событий. Внешние части диска менее яркие, так как скорость вращения в них меньше.
25 декабря 2021 года был запущен космический телескоп имени Джеймса Уэба (JWST). Этот телескоп является преемником знаменитого Хаббла. Он предназначен для исследования дальнего космоса в инфракрасном диапазоне. JWST поможет нашему пониманию ранней Вселенной, исследованию формирования и эволюции звезд и планет, изучению атмосфер экзопланет и поиску жизни за пределами Солнечной системы.
В XXI веке был достигнут значительный прогресс в понимании быстрых радиовсплесков. Быстрые радиовсплески (FRBs) – одна из самых загадочных и интригующих областей современной астрофизики. Они представляют собой короткие (обычно длительностью всего несколько миллисекунд) вспышки радиоизлучения высокой энергии, исходящие из отдаленных регионов Вселенной.
Существует несколько гипотез относительно источника этих всплесков, включая взрывы нейтронных звезд, столкновения нейтронных звёзд с белыми карликами, столкновение высокоэнергетических частиц с облаками межзвёздного газа. Однако ни одна из этих гипотез пока не получила окончательного подтверждения.
Ещё одним важным объектом исследований астрофизиков XXI века является тёмная материя. Эти исследования ведутся с целью лучшего понимания этой загадочной субстанции, составляющей большую часть массы Вселенной. Темная материя была впервые предложена в 1930-х годах для объяснения аномалий в движении галактик и скоплений галактик, которые не могли быть объяснены обычным веществом.
В XXI веке различные эксперименты и наблюдения пытаются выявить свойства темной материи и её взаимодействия с обычной материей. Эти эксперименты направлены на поиск взаимодействия между частицами темной материи и обычной материей через эффекты слабого ядерного взаимодействия. Если такое взаимодействие существует, оно должно привести к возникновению слабых сигналов, таких как испускание фотонов или появление свободных электронов в детекторе.
Исследования темной материи остаются одной из самых сложных и важных задач в современной астрофизике и физике элементарных частиц, и результаты этих исследований могут значительно изменить наше понимание структуры и эволюции Вселенной.
Впечатлениями от вечера поделилась Елена Петрова: «Получился очень интересный вечер. Особенно понравилась лекция про атомную энергетику. Это кажется чем-то сложным, но в формате «Науки в мемах» всё получилось очень просто и понятно. Хорошо, что такие сложные темы, как сегодня, можно проиллюстрировать чем-то простым и забавным, чтобы стало понятнее».
«ИЦАЭ OPEN» – проект сети ИЦАЭ. Еженедельно Информационные центры становятся открытыми площадками, на которых любители интеллектуального досуга могут пообщаться с учёными, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов.