Учёные в Заполярье и экопривычки на ледоколах: тема Арктики соединила Саратов и Мурманск
Саратов
30 ноября

Учёные в Заполярье и экопривычки на ледоколах: тема Арктики соединила Саратов и Мурманск

Как учёные исследуют Арктический регион? Какие экологические привычки помогают защитить северные воды от последствий деятельности человека? Ответы на эти вопросы получили участники тематического мероприятия «ИЦАЭ OPEN: человек и море», который прошёл 28 ноября в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Саратова.

Началась программа с семейного мастер-класса, в ходе которого родители с детьми дошкольного и младшего школьного возраста слепили полярных медведей из полимерной глины. На мастер-классе участники обсудили особенности Арктики, а также использование композитных материалов для развития региона и Северного морского пути. Гости посмотрели серию мультсериала «Фиксики», посвящённую композитам, и получили детские журналы «Фиксики. Мир композитных материалов».

Главным мероприятием дня стал телемост, который соединил ИЦАЭ Саратова и Мурманска.

Как проводятся научные экспедиции в Арктике? Почему орнитологи не спят? Зачем при высадке на острова нужен инспектор с ружьём? Мини-лекцией «Арктические исследователи: от моржей до микропластика – как учёные изучают хрупкую экосистему» начал телемост Максим Червяков, заведующий кафедрой метеорологии и климатологии СГУ и эксперт в области арктических исследований.

В начале выступления Максим Червяков рассказал о судах, на которых он совершал экспедиции: научно-экспедиционных «Михаиле Сомове» и «Профессоре Молчанове». С первого судна высадка на острова осуществляется с помощью вертолёта, со второго – на лодках.

При высадках на острова Арктики учёных сопровождают специальные инспекторы с ружьями. «Инспекторы национального парка «Русская Арктика» защищают нас от медведей, а медведей от нас, чтобы мы не нанесли им какой-либо урон. Если мы видим полярного медведя поблизости, нас сразу эвакуируют на судно и научные работы прекращаются», – объяснил Максим.

Большой блок был посвящён гидрометеорологическим исследованиям – научной сфере Максима Червякова: «Мы изучаем всё, что связано с климатом. Непосредственно моя задача – изучение солнечной энергии, или солнечной радиации, как называют её метеорологи».

Учёный показал несколько приборов, с помощью которых измеряется солнечная активность: пиранометр и гелиограф.

При изучении климата большое внимание уделяется снежникам и ледникам. Без внимания учёных не остаётся и морской лёд, а также вода, поверхность и дно океана. Проверяется в том числе и дрейфующий пластик. «Мы должны понимать, откуда этот пластик берётся в Арктике и насколько он может повлиять на экосистему», – поведал метеоролог.

Большой пул учёных, которые изучают Арктику – это, конечно же, биологи. Морские биологи для работы используют специальные арбалеты. Они стреляют дротиками, которые берут небольшой образец кожи и сального вещества моржа или нарвала – своего рода биопсия тканей. Потом эти образцы изучают.

Отдельный вид учёных занимается птичьими базарами Заполярья. Команда орнитологов наблюдает за птицами круглосуточно, поэтому можно сказать, что они никогда не спят.

В завершение выступления Максим рассказал о растительном разнообразии Арктики: показал полярный мак и дал гостям изучить сухой и влажный лишайник.

Вторая часть телемоста была посвящена важности использования «зелёной» атомной энергии в Арктике и экологическим привычкам экипажей атомных ледоколов во время работы в акватории Северного морского пути. С мини-лекцией «Экология и атомные ледоколы» выступила Оксана Геращенко, руководитель проекта Проектного офиса Атомфлота по развитию систем внутренних коммуникаций и сообществ в новых бизнесах.

Спикер из Мурманска начала свой рассказ с обсуждения, что такое Северный морской путь и зачем вообще нужна атомная энергетика в Арктике. Оксана отметила, что Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом: «Атомфлот 65 лет безаварийно работает в Арктике, решает вопросы государственного значения и ставит своей целью сделать навигацию по Северному морскому пути круглогодичной».

Оксана подчеркнула важность Северного морского пути: «Трём миллионам жителей 25 северных субъектов Российской Федерации доставляют морем продукты, медикаменты, топливо, стройматериалы и прочие товары первой необходимости. Развитие этого маршрута ускорит и удешевит доставку грузов».

Эксперт Проектного офиса Атомфлота объяснила принцип работы атомных ледоколов, назвав их «плавучими братьями АЭС» и подчеркнув их экологичность.

Во время долгих рейсов экипажи судов атомного ледокольного флота также стараются оставить за полярным кругом минимальный экологический след. Для этого у них есть свои интересные и технологичные привычки. На атомных ледоколах используется энергоэффективная техника, практикуется выключение неиспользуемых электроприборов из розетки, на кранах используются аэраторы, вместо ванны сотрудники принимают душ, а также пользуются биотуалетами.

«Канализация устроена хитроумно и многоступенчато: вакуумные насосы, биоустановка (два биотанка, в которых работают бактерии, которые поедают биофлору). В результате многоступенчатого процесса очистки на выходе остаётся вода, которую можно сливать за 12-мильной зоной, – ну и твёрдые остатки, их придётся везти до берега», – раскрыла подробности Оксана.

На борту ледокола установлен огромный опреснитель, который очищает морскую воду и минерализует её. Также на судне с особой тщательностью контролируется утилизация отходов.

Мусор на ледоколе сортируют, измельчают и спрессовывают, а затем сдают в порту на переработку или утилизацию. Пищевые отходы высушивают и измельчают в порошок: «Повар запускает установку по измельчению пищевых отходов: из 30-литрового бака куриных костей, хлебных краюшек и мандариновых корок на выходе получится меньше пяти литров сухого мелкого крошева, которое с удовольствием съели бы ваши аквариумные рыбки. Такой мусор можно выбрасывать за пределами 12-мильной зоны, он не нанесёт ущерба биосфере», – рассказала эксперт.

«Атомные ледоколы спроектированы с любовью к членам экипажа и к окружающей среде», – такими словами завершила выступление Оксана Геращенко.

После выступлений спикеров участники телемоста сразились в интеллектуальной викторине, посвященной экологии Арктики и ледоколам. Пришли на телемост и совсем юные зрители. Дошкольник Лёша Чернов так отозвался о мероприятии: «Мама мне предложила прийти сюда, и мне понравилось. Я удивился, когда узнал, что в Арктике растут растения и живут насекомые, а ледоколы можно заправлять раз в семь лет». Его мама Татьяна добавила: «Обязательно ещё придём к вам. Моя старшая дочь учится в другом городе и очень хочет поехать в Арктику. Поэтому, когда мы увидели, что есть такое мероприятие в Саратове, сразу загорелись и решили, что мы пойдём. Очень впечатлены, спасибо большое, что проводите такие телемосты. Удалось узнать очень много нового. Очень рады за активную молодёжь и результаты онлайн-викторины – первые два места получили юные участники из Саратова, это вселяет гордость».