Учителя из Нижнего Новгорода зарядились энергией на фестивале «АТОМ+»
Фестиваль педагогических практик «Атом+» состоялся 17 и 18 декабря в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Нижнего Новгорода. Программа включала игротеки для учителей, мастер-классы, лекции, воркшопы и обмен опытом.
Программа началась с мастер-класса «Развитие навыков 4К на каждом уроке в каждом ученике» от Лилии Мухаметшиной, магистра образования, основателя и директора MentorEd International Pte Ltd.
«Я убеждена, что если что-то применяется на уроке с детьми, то учителю необходимо заранее попробовать это всё на себе», –Лилия Мухаметшина взяла на себя роль учителя, а гостям фестиваля предложила стать на время учениками.
Спикер рассказала о двух способах привлечения внимания класса, которые позволяют контролировать, сфокусированы ли дети на обсуждаемой теме: «Вай-фай» и «КЛАСС-ДА». В первом случае учитель произносит фразу «Вай-фай» и поднимает руку, растопырив пальцы. Ученики поднимают руку, но не произносят фразу «Вай-фай», а потом смотрят в глаза учителю. Во втором – учитель произносит слово «Класс» в определённой манере (припевая, быстро, медленно, громко), ученики проговаривают слово «Да», повторяя интонацию учителя.
«Если за весь урок у детей не возникло ни одного вопроса значит, что они совершенно не думали. Процесс обучения подключается только тогда, когда подключается мышление. Если у детей не развит навык пытливости ума, то обучить их чему-то будет сложно», – считает Лилия Мухаметшина.
На лекции «ТОП современных книг и фильмов полезных для каждого педагога» Андрей Химич, заместитель директора МБОУ «Школа №131» Нижнего Новгорода, координатор проектов Совета молодых педагогов Нижегородской области, посоветовал гостям фестиваля книги из разных областей: психологии, тайм-менеджменту, воспитанию и правилам русского языка. Среди них можно было найти как классиков педагогики А.С. Макаренко и Ш.А. Амонашвили, так и бестселлер Глеба Архангельского «Тайм-драйв» и «Режиссуру урока» А.П. Ершовой и В.М. Букатовой. Кроме того, спикер привёл список фильмов, которые стоит посмотреть: «Хористы», «Учитель на замену», «Общество мёртвых поэтов», «Географ глобус пропил» и «Перед классом».
«Книги и кино позволяют нам преодолеть узость профессионального кругозора, непрерывно развиваться и прокачивать необходимые в работе навыки, – отметил Андрей Химич. – Они, как кислород, дают возможность дышать полной грудью и шире смотреть на свои предметы».
Фестиваль продолжил мастер-класс «Психолингвистическое тестирование школьников инновационными методами» от Анны Хоменко, кандидата филологических наук, доцента НИУ ВШЭ.
«Анкетирование не работает так эффективно, как хотелось бы, поэтому возник такой метод, как айтрекинг, или окулография. Эта технология позволяет фиксировать движения взгляда человека. Направление взгляда определяется бесконтактно по движению зрачка с помощью откалиброванной камеры. Человек садится за стол, на котором установлен айтрекер. Для настройки прибора под индивидуальные особенности перед тестом проводится несложная калибровка. Испытуемого просят посмотреть поочерёдно на несколько точек, что позволяет айтрекеру соотносить направление взгляда с конкретной точкой на исследуемом объекте. После этого можно выполнять задание в обычном режиме, не обращая внимание на прибор», – рассказала спикер.
Она отметила, что в когнитивных исследованиях айтрекинг становится незаменимым инструментом: можно узнать, как человек ищет на картинке то, что ему нужно, как перемещает взгляд от одного объекта к другому, а также определить ментальное состояние испытуемого, уровень внимания и мотивации.
Специальным гостем фестиваля стала Дина Кирнарская, российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук. Она прочитала лекцию «Искусство навстречу педагогике будущего. Достижение больших эффектов меньшими усилиями».
«Необходимо воспитывать сознание, интеллект с помощью искусства. Оно появилось раньше всего, раньше науки и даже речи. Но ни один другой вид искусства не имеет более близкого и мощного контакта с человеком, чем музыка, – отметила спикер. – Даже если вы слушаете что-то нечленораздельное, то всё равно подпеваете. Музыкальная психология доказала, что пассивное восприятие музыки просто невозможно. Она проникает в вас, побуждает к действию».
«Сравнение и группировка – фундамент развития интеллекта. Искусство прокачивает эти навыки. Музыка учит распознавать тон коммуникации, посыл и цель говорящего. В ней всегда есть кто-то, кто с вами разговаривает, кто к вам обращается, а вы его слушаете и поддаётесь. Музыкальные занятия – ключ к укреплению межполушарных связей мозга. Доказано, что через год занятий соединительная лента между мозговыми полушариями — corpus callosum — увеличивается на 25 процентов. К тому же речевое мышление рождается из музыкального. Математическое, пространственное тоже родом оттуда. Творчество тренирует мозг, воспитывает интеллект. Поэтому ребёнка надо заставлять заниматься искусством», – отметила эксперт.
Ольга Мартыненко, учитель химии, министр просвещения и воспитания молодёжного правительства Ульяновской области провела для собравшихся мастер-класс на тему «Проект Homo Science. Как попасть в круиз на Северный полюс?». Она рассказала учителям о возможностях, которые предоставляет проект, провела виртуальную экскурсию по сайту и подробно рассказала о проекте «Ледокол знаний».
Завершил насыщенный день мастер-класс «Научпоп для детей», который провела Наталья Вальтер, менеджер по развитию ИЦАЭ Воронежа. Она рассказала о форматах, которые реализуются на базе Информационных центров по атомной энергии, а также о доступных способах популяризации научного знания среди школьников и студентов.
Программу первого дня продолжила интеллектуальная командная игра «Адреналин». С 2008 года сеть проводит научно-популярные мероприятия и разрабатывает игры, квесты, форматы ток-шоу, которые сокращают дистанцию между большой наукой и обывателями. И, как показывает практика, эти проверенные инструменты можно применять и учителям.
Во второй день фестиваля ИЦАЭ Нижнего Новгорода на один день превратился в школу, где учениками стали юные и взрослые гости мероприятия, а учителями – приглашённые спикеры. После торжественной линейки начался первый урок «Город будущего», который специально для фестиваля «АТОМ+» организовал детский технопарк «Кванториум Нижний Новгород».
Второй урок был посвящён химии. Занятие на тему «Карнавал молекул» провела Ольга Мартыненко. «Для большинства людей химия воспринимается как страшный и сложный предмет с непонятными реакциями и ужасными формулами. А на самом деле это одна из самых красивых, логичных и применимых в жизни наук», – рассказала учитель. Во время занятия участники опытным путём получили кислород, а потом с его помощью зажгли лучинку более десяти раз подряд, проверили цвета салютов, создали искусственную кровь и морскую пену с запахом йода.
Третий урок провела инженер электроэнергетических систем и сетей, специалист отдела оценки и развития персонала в АО «ОКБМ Африкантов» Анастасия Горлова. Она рассказала собравшимся о формате атомных практикумов в сети ИЦАЭ. Заключительным открытым уроком стало занятие, которое провели участники педагогического отряда «Комиссар».
Фестиваль педагогических практик «Атом+» прошёл в декабре в пяти российских городах на площадках Информационных центров по атомной энергии.