Участники проекта «Расширяя границы» посетили АЭС «Пакш» в Венгрии
Школьники и педагоги Новоуральска, участвующие в проекте «Расширяя границы» Информационного центра атомной отрасли, завершили четырехдневный визит в Венгрию. Ребята из детской дипломатической делегация посетили Будапештский технический и экономический университет, познакомились с европейской атомной энергетикой в городе Пакш, а также встретились с венгерскими сверстниками.
Двухдневная программа пребывания в Пакше для участников проекта «Расширяя границы» началась с посещения информационного центра АЭС, где они познакомились с понятием радиоактивности и общими принципами работы атомной станции. Затем школьники посетили демонстрационный зал хранилища радиоактивных отходов высокой активности. Используя наглядные модели, интерактивные панели и видеоматериалы, лектор рассказала юным дипломатам о существующей в Венгрии системе утилизации радиоактивных отходов низкой, средней и высокой активности. Наибольший интерес детей и педагогов Новоуральска вызвали технологии сухого подземного хранилища отходов высокой активности на 40 тысяч кубометров, которое было построено в 2008 году в 50 километрах от города Пакша.
Одним из самых сильных впечатлений новоуральских школьников и педагогов стало посещение первого в Европе музея атомной энергетики. Знакомясь с экспозицией, ребята смогли проследить развитие технологий АЭС «Пакш» с момента запуска первого энергоблока в 1982 году до настоящего момента. А встав за пульты макетов аппаратуры реакторного зала, могли почувствовать себя настоящими атомщиками.
Во время посещения Пакша школьников ожидали не только разнообразные «атомные» экскурсии, но и встречи со сверстниками и интересными людьми.
После посещения школы Пакша и концерта, где ребята двух стран продемонстрировали свои таланты, они рассказали друг другу об учебе и увлечениях. Остальные темы договорились обсудить по электронной почте и в социальных сетях — свои контакты юные дипломаты оставили на визитках, которые каждый сделал сам.
Встречи со взрослыми оставили не меньше впечатлений. В Пакше ребят приветствовали руководитель центра информации АЭС, Олимпийский чемпион по дзюдо доктор Антол Ковач, первый генеральный директор АЭС Пакш Ежеф Поня, руководитель типографических проектов АЭС «Пакш», фотограф Баллинт Винце. Антол Ковач подарил ребятам фотографии своего победного олимпийского боя с автографами, Баллинт Винце — альбомы с фотографиями природы. Выставки фотографий, которые Баллинт Винце сделал в экологическом парке в радиусе 20 километров от АЭС «Пакш», уже прошли в Будапеште в Праге, офисе «МАГАТЭ» в Вене и Госкорпорации «Росатом» в Москве.
Проект «Расширяя границы» получил высокую оценку представителей атомной отрасли Венгрии. По мнению первого генерального директора АЭС «Пакш» Ежефа Пони, просвещение школьников должно стать одним из главных направлений работы с общественным мнением в странах, развивающих атомную энергетику.
«Я считаю, мы должны прийти к тому, чтобы курсы, посвященные ядерным технологиям, стали частью школьной программы. Если люди будут понимать, как работают атомные объекты, то не будут сомневаться в их безопасности. Мне очень нравится как идея проекта „Расширяя границы“, так и деятельность Информационного центра атомной отрасли в целом. Хотелось бы, чтобы подобные информационные центры для детей появились и в Венгрии», — сказал Ежеф Поня.
19 ноября у детской дипломатической делегации начинается вторая часть деловой программы в Чехии, включающая посещение Чешского технического университета — первого технического университета в мире, а также поездку в Темелин, где расположена АЭС.
Пилотный проект «Расширяя границы» реализуется Информационным центром атомной отрасли с 14 по 22 ноября. Он основан на идее современного направления народной дипломатии — детской дипломатии. Цели проекта — знакомство одаренных детей из закрытых атомных городов с ведущими атомными предприятиями, культурными традициями и достопримечательностями зарубежных стран, где активно развивается атомная энергетика, а также особенностями национальных систем образования и молодежной политики.