Ульяновцы пересчитали планеты Солнечной системы
Фильм о Солнечной системе и лекция «Неопределившийся Плутон» Александра Петрова стали точкой притяжения для ульяновцев 25 августа в Информационном центре по атомной энергии Ульяновска.
От Солнца до самого края планетной системы отправились участники проекта «ИЦАЭ OPEN». Фильм «Солнце и жизнь Земли» стал отправной точкой для этого путешествия. О Плутоне рассказал Александр Петров, ассистент кафедры физики и технических дисциплин УлГПУ им. И.Н. Ульянова.
Открытие Плутона не было быстрым. За орбитой Урана Иоганном Галле был открыт Нептун. Однако математические расчёты подсказывали, что за его орбитой есть ещё планета. Французский математик Урбен Леверье предсказал существование девятой планеты с помощью ньютоновой механики в 1840-х годах.
Персиваль Лоуэлл вместе с Ульямом Пикерингом в 1906 году инициировал поиск девятой планеты Солнечной системы, которой он дал имя «Планета X». «Правильно читать не «Планета Десять», а «Планета «ИКС». В то время были популярны детективы, где злодеями были «Иксы», — уточнил Александр.
Официально Плутон был открыт Клайдом Томбо только в 1930 году, в день рождения Лоуэлла, с помощью блинк-компаратора.
Название планеты не было определено с первого раза. Женой Персиваля Лоулэлла были предложены три варианта – «Зевс», «Персиваль» и «Констанция» в честь неё самой. Они были проигнорированы научным сообществом. Название «Минерва» отклонили сразу, астероид в Поясе астероидов уже имел такое имя. Название «Кронос» было предложено Томасом Джефферсоном Джексоном Си — астрономом с плохой репутацией, его название не взяли принципиально. Знакомое имя «Плутон» первой предложила Венеция Берни, одиннадцатилетняя школьница из Оксфорда. Девочка интересовалась не столько астрономией, сколько классической мифологией, и решила, что это имя — древнеримский вариант имени греческого бога подземного царства — подходит для такого, вероятно, тёмного и холодного мира.
Спутник Плутона, Харон, был открыт в 1978 году Джеймсом Кристи, позднее Международный астрономический союз утвердил для него имя Харона — перевозчика душ умерших через Стикс. Удивительно, что Плутон и Харон всегда повернуты друг другу одной стороной. «Мало кто знает, что спутников у карликовой планеты больше, – удивил гостей Александр, – в 2005 году с помощью телескопа Хаббла были открыты ещё два спутника — Гидра и Никта, а в 2011 — Кербер и Стикс».
Открытие за орбитой Нептуна трёх новых объектов – Квавара, Седны и Эриды – в начале XXI века заставили учёных уточнить классификацию планет.
Существует 3 критерия, по которым космическому объекту присваивают статус планеты:
- Он должен обращаться по орбите вокруг Солнца и быть спутником нашей звезды, а не одной из планет.
- Он должен быть достаточно массивным, чтобы принять форму, близкую к сферической, под действием своих гравитационных сил.
- Он должен расчистить окрестности своей орбиты. То есть он должен быть гравитационной доминантой, и рядом не должно быть других тел сравнимого размера, кроме его собственных спутников или находящихся под его гравитационным воздействием.
Плутон соответствует только первым двум критериям, поэтому сейчас правильнее относить бывшую планету к «плутоидам». Этот термин был введен Международным астрономическим союзом в 2008 году. Плутоидами также являются транснептуновые карликовые планеты Эрида, Макемаке и Хаумеа.
На самом деле Плутон до сих пор относится к планетам в штатах Нью-Мехико и Иллинойс. Соответствующие законы приняты в 2007 и 2009 годах в дань памяти первооткрывателям. Плутон оставил свой след в науке и искусстве. В честь него был назван любимый пес Микки Мауса – Плуто, а в сериале «Рик и Морти» есть своя версия, почему Плутон перестал быть планетой. В честь планеты назван 94 элемент – плутоний.
«В дальнейшем споры о статусе Плутона продолжатся. Вопрос ещё открыт, и астрономический мир ещё не раз сойдётся в дебатах», — завершил свою лекцию Александр Петров.