Томичи освоили сопромат и услышали истории о научных провалах
Вечер, посвящённый Дню российской науки, прошёл 8 февраля в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Томска. В рамках сетевого проекта «ИЦАЭ OPEN» состоялись соревнования по «Бумажному сопромату» среди школьников, квиз, посвящённый российской науке и научно-популярное ток-шоу «Что пошло не так?».
«Бумажный сопромат» – это мастер-класс, на котором участникам нужно соорудить конструкцию из бумаги, способную выдержать наибольший вес. В соревнованиях по бумажному сопромату приняли участие 6 команд из разных учебных заведений Томска. Конструкции у участников получились разнообразные, и все они справлялись со своей задачей – выдерживали вес от 20 килограммов и выше в специальном устройстве-тестере. Наибольший вес, 165 килограммов, выдержала конструкция команды «ЭДС», которая представляла лицей при Томском политехническом университете.
Её участник, Никита Шипачёв, поделился своими впечатлениями сразу после награждения победителей: «В ходе игры в команде все взаимодействуют друг с другом – это очень интересно. Эмоции, которые испытываешь, когда твоя постройка выдерживает столько, сколько ты хочешь, незабываемы. Мы в прошлом году мы уже участвовали в таком соревновании, тогда наша конструкция выдержала меньше веса, но мы сделали выводы и, как видите, у нас получилось лучше её проработать».
После соревнования по «Бумажному сопромату» начался квиз, посвящённый Дню российской науки. Все вопросы были посвящены выдающимся российским учёным, научным открытиям и достижениям. Были охвачены самые разные области науки: языкознание, биология, химия и ядерная физика.
Следующим мероприятием вечера стало научно-популярное ток-шоу «Что пошло не так?». Учёные и исследователи поделились историями провалов и ошибок, которые произошли с ними в ходе научной деятельности.
Первым выступил разработчик образовательных игр, сотрудник Института образования Томского государственного университета Егор Буховец. Егор рассказал, как он начал интересоваться темой разработки игр. Изучая источники, он сформулировал собственный взгляд на взаимодействие игрока и компьютерной игры. С этой концепцией он выступил на нескольких конференциях, но позже узнал, что такая теория уже давно существует и является одной из мейнстримных в разработке игр. «Я как будто ездил по конференциям и рассказывал, что вода мокрая, а огонь горячий» – так Егор резюмировал свой рассказ. Чтобы не допускать такой ошибки, спикер рекомендовал при освоении новой для себя темы тщательно изучить существующую литературу, чтобы быть в курсе актуальных идей в той или иной сфере.
Далее выступила младший научный сотрудник НИИ медицинской генетики Томского национального исследовательского медицинского центра Елизавета Фонова. Она рассказала об ошибках, которые могут возникать при генетическом исследовании. Часть этих ошибок обусловлена технически и легко выявляется на этапе исследования. Но некоторые ошибки возникают из-за того, что исследуемые скрывают важную информацию на предварительных этапах работы. Исправить такие ошибки сложнее, и порой они приводят к неожиданным последствиям. Елизавета советует обеим сторонам научного исследования вести откровенный диалог и не скрывать информацию, которая может оказаться важной в будущем.
Завершил вечер рассказ популяризатора науки и сооснователя Школы нескучного доклада Кристины Быковой. Закончив бакалавриат со специализацией «Молекулярная биология и генетика», Кристина долго искала место в науке, на котором ей было бы комфортно. Она поступала в разные магистратуры, пока не нашла интересную для себя тему. Этот поиск занял большое количество времени. «Хорошо обдумайте, будет ли то, чем вы хотите заниматься, вам комфортно, а также не бойтесь менять сферы профессиональной деятельности, если текущее занятие больше не приносит удовольствия», – посоветовала Кристина Быкова слушателям.
«ИЦАЭ OPEN» – проект сети Информационных центров по атомной энергии. Еженедельно в 18 регионах страны они становятся для любителей интеллектуального досуга открытыми площадками, на которых можно пообщаться с учёными и экспертами, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов.