Телемост «Вечер научных страшилок» связал томичей и екатеринбуржцев
Томск
01 ноября

Телемост «Вечер научных страшилок» связал томичей и екатеринбуржцев

Борьба с научными страхами и заблуждениями объединила 31 октября Информационные центры по атомной энергии (ИЦАЭ) Екатеринбурга и Томска. Гости центров стали участниками телемоста «Вечер научных страшилок», на котором эксперты разоблачают мифы и заблуждения из своих областей знания. В этот раз в центре внимания оказались биоинженерия и радиоактивные отходы.

Телемост начался с выступления молекулярного биолога Ильи Зубарева, руководителя лаборатории регуляции клеточной сигнализации МФТИ. В своём выступлении он рассказал о страхах и мифах, связанных с биоинженерией – междисциплинарной областью на стыке биологии и инженерных наук.

Илья Зубарев затронул такие направления биоинженерных исследований, как использование стволовых клеток, печать искусственных органов и стимулирование регенерации организма человека.

Стволовые клетки – это клетки-предшественники всех клеток нашего организма. Они способны поддерживать свою численность с помощью деления и превращаться в различные типы клеток.

Один из мифов, связанных со стволовыми клетками – польза от их инъекций.  Хотя стволовые клетки и обладают способностью к самообновлению, эти процессы происходят в строго контролируемых условиях внутри организма. При введении извне, невозможно гарантировать, что клетки будут вести себя так же, как в естественных условиях.

Согласно противоположному мифу, введение стволовых клеток опасно, так как их неконтролируемое деление может вызвать развитие опухолей в организме человека. Но подтверждений этому в ходе научных исследований обнаружено не было. 

«Стволовые клетки максимально бесполезны: они не омолаживают организм, они не восстанавливают органы, но при этом они не вызывают рак» – так завершил рассказ об инъекциях стволовых клеток Илья Зубарев.

Из действительно работающих способов применения стволовых клеток можно выделить создание сфероидов. Сфероид – это объёмный кластер клеток, который самособирается под контролем учёных в специальных формах. Из таких сфероидов можно делать хрящи, подсаживание которых в организм человека помогает регенерировать повреждённые хрящевые ткани.  

Идея выращивания искусственных людей в пробирках часто встречается в фильмах ужасов или в панических материалах СМИ. Но Илья Зубарев успокоил аудиторию: в реальности такое вряд ли возможно. 

Хотя сфероиды уже сейчас позволяют биоинженерам в лабораториях создавать искусственные аналоги органов или их частей, эти аналоги совсем не похожи на настоящие ткани и органы. Такие органоиды используют, например, для испытания лекарств или разработки стратегии лечения разных болезней. Но выращивать целые органы так, чтобы ими можно было заменять повреждённые органы человека, пока невозможно. 

Попытки создания искусственных органов, аналогичных человеческим, активно ведутся учёными в разных странах, в том числе с помощью 3D-печати на основе стволовых клеток. Однако на данном этапе развития технологий исследователи сталкиваются с целым рядом сложностей. Например, при создании из клеток объемных структур, невозможно создать в этих структурах сосуды и кровь, без чего долгая жизнь клеток невозможна.

«Биопринтинг в том виде, в каком он есть сейчас, возможно, не будет работать никогда, а использование стволовых клеток лет через 30-50, возможно, приведёт к революции в медицине, но на данный момент существуют ограничения, которые мы не можем обойти» – завершил своё выступление Илья Зубарев.

Следующее выступление было посвящено страхам, связанным с радиоактивными отходами. О них рассказал к.т.н. Владимир Андреев, доцент Северского технологического института НИЯУ МИФИ.

Радиоактивные отходы (РАО) – это материалы, содержащие радиоактивные изотопы химических элементов, которые не подлежат дальнейшему использованию. Радиоактивные отходы могут классифицироваться по разным признакам. По агрегатному состоянию выделяют РАО в газообразной, жидкой и твердой формах. По активности РАО делят на высокоактивные, среднеактивные, низкоактивные и очень низкоактивные.

Они могут образоваться в ходе деятельности предприятий атомной промышленности, атомных электростанций, при эксплуатации судов атомного флота, при производстве и использовании радиоизотопной продукции. Другими источниками РАО могут быть научно-исследовательская деятельность, ядерная медицина и даже добыча нефти и газа.

В фильмах часто можно увидеть РАО в виде светящейся жидкости, хранящейся в бочках. В реальности такие отходы могут иметь самые разные формы: от отработавших своё инструментов, которые использовались для добычи урана, до пробирок, в которых хранились радиопрепараты.

Распространённый страх о том, что РАО просто хранятся по открытым небом, не имеет отношения к действительности. Владимир Андреев подробно рассказал, какой путь радиоактивные отходы проходят с момента их образования до того, как они будут окончательно захоронены в специальном хранилище.

«Согласно действующему законодательству все РАО должны быть приведены в форму, пригодную для безопасного транспортирования, хранения или захоронения», – подчеркнул Владимир Андреев.

Для того, чтобы хранить жидкие РАО, их приводят в твёрдую форму и помещают в специальные матрицы хранения. Эти матрицы пакуются в контейнеры, а контейнеры хранятся в специально оборудованных пунктах временного хранения или пунктах финальной изоляции.  

Часто можно услышать опасения по поводу того, что в Россию завозят радиоактивные отходы из-за рубежа. Владимир Андреев подробно рассказал слушателям, что ввоз РАО в Россию запрещён законодательно, но ввозиться может отработанное ядерное топливо (ОЯТ). Так называют топливо, которое уже использовалось в реакторах атомных электростанций и исчерпало свой ресурс для дальнейшего использования.

Однако отработанное ядерное топливо является важным элементом замкнутого топливного цикла. Это процесс, при котором из ОЯТ выделяются ценные компоненты, которые затем используются для создания нового ядерного горючего. Этот подход позволяет минимизировать активность отходов, подлежащих окончательному захоронению. Работы по замыканию топливного ядерного цикла ведутся в том числе и в Томской области, в городе Северск, в рамках проекта «Прорыв».

Своими впечатлениями от вечера поделился гость ИЦАЭ Екатеринбурга Илья Некрасов: «Лекция биолога Ильи Зубарева была не только познавательной, но и провоцировала много размышлений о будущем медицины и о том, какую ответственность несут ученые. А от томского атомщика Владимира Андреева узнали много информации о радиоактивных отходах. Здорово, что мы живем по соседству с Белоярской АЭС, один из реакторов которой работает на отходах с атомных предприятий. Потому что это действительно серьезная проблема и нам стоит заботиться об окружающем мире, а не бездумно оставлять в нем всё что угодно».

Телемосты между Информационными центрами по атомной энергии проходят регулярно. Они соединяют центры, которые на сегодняшний день работают в разных городах России и в Минске. Каждый центр регулярно становится площадкой, на которой все желающие могут пообщаться с учёными, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов. Узнавать подробнее о таких событиях можно на сайте www.myatom.ru и в официальных группах центров во «ВКонтакте».