Таинственное свечение, посмертные портреты и привидения: в ИЦАЭ Смоленска прошло ток-шоу «Научные страшилки»
Смоленск
14 декабря

Таинственное свечение, посмертные портреты и привидения: в ИЦАЭ Смоленска прошло ток-шоу «Научные страшилки»

Сочетание «пятница 13-го» у многих вызывает чувство суеверного страха. Этот день окружён мифами и легендами. И именно в этот день учёные и популяризаторы науки в ток-шоу «Научные страшилки: видения» попытались объяснить гостям Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Смоленска природу удивительных и пугающих явлений.

Основная цель ток-шоу «Научные страшилки» — развеять устойчивые мифы и ошибочные представления о разных явлениях. Темой выступления экспертов 13 декабря стали видения в рамках их научных интересов.

Открыла программу автор проекта «Книга вслух» Карина Воронина, которая прочла рассказ Эдогавы Рампо «Ад зеркал». Страшная история о безумном и несчастном учёном, одержимом постижением оптики зеркал, помогла публике настроиться на разговор о страхах.

«Когда читаешь или слушаешь, как в нашем случае, истории об учёных, в которых уживаются или соперничают гениальность и одержимость, всегда становится не по себе. Это круто, пощекотали нам нервишки», — призналась гостья ИЦАЭ Ирина Жарова.

«Практически каждый год выходят фильмы футуристического содержания, в которых обязательно что-нибудь радиоактивно и светится. Такое свечение на самом деле есть на АЭС, но не всегда так страшно, как это описывают, — начал свою лекцию физик, кандидат педагогических наук Андрей Дюндин, — Поэтому, если окажетесь на АЭС и увидите свечение, то сначала спросите, можно ли восхищаться или уже пора паниковать».

 В мини-лекции «Свечение на АЭС: магия или физика?» эксперт рассказал о свечении Вавилова-Черенкова, кажущемся многим таинственным и пугающим. Участники встречи узнали, что магии в природе этого явления нет, только физика. Голубое свечение имеет волновое основание и возникает тогда, когда скорость высокоэнергетических элементарных частиц превышает скорость света.

«На АЭС свечение, названное в честь физика Вавилова, почти сто лет назад открывшего его, можно наблюдать в бассейне с жидкостью, в которую помещают кассеты с отработанным ядерным топливом, или под толщей воды, где находится работающий реактор. Это не безопасно, но расположено всё это в хорошо защищённом месте, куда людей с улицы не пускают», — пояснил спикер.

Андрей Дюндин рассказал и о том, где излучение Вавилова-Черенкова применяется. Например, его используют для детектирования нейтрино. С помощью него удаётся определить энергию, скорость и направление элементарных частиц космических лучей.

Далее заведующая Смоленской художественной галереей Дарья Иванова познакомила слушателей с традицией посмертных портретов.

«Работы художников разных эпох часто изображают смерть. И если задуматься, то вся культура Древнего мира посвящена смерти, и залы, в которых выставлены мумии и разные вещи из гробниц, самые посещаемые во всех музеях от Лувра до Эрмитажа», — рассказала Дарья. — Культ смерти связан с культурой и этрусков, и Египта, и Месопотамии. До нас дошли тысячи изображений умерших людей, урн и портретов, в том числе и знаменитые реалистичные изображения, названные «Фаюмскими портретами», которые можно увидеть в Пушкинском музее».

Делали посмертные портреты по разным причинам. Популярно было, например, на картине вместе с родителями изображать умерших детей. Известны случаи, когда посмертный портрет рисовали с натуры. Так картина «Пётр I на смертном ложе» была исполнена Иваном Никитиным в первые часы после смерти царя, в ночь на 28 января 1725 года, и это был государственный заказ. В Смоленских музеях тоже можно увидеть несколько посмертных портретов. Самые известные из них – это портрет Изабеллы Потоцкой и изображение епископа Парфения Сопковского на смертном одре. На вопрос, случалось ли замечать что-то необычное, возможно даже паранормальное, в художественной галерее, Дарья ответила, что за 17 лет работы привидений не встречала.

Зато экскурсовод Елена Усольцева рассказала, где в Смоленске можно встретить призраков.

«Я не люблю выдумки, поэтому при подготовке подобных лекций опираюсь только на исторические факты и документы», — заявила Елена. По словам спикера, у каждой легенды есть своё объяснение. Например, пару сотен лет назад обосновавшиеся возле одного из участков Смоленской крепостной стены фальшивомонетчики но ночам устраивали театрализованные «прогулки» приведений по башне Веселуха, чтобы запугать местных жителей и отвадить их от этого места.

«Было очень интересно узнать о приведениях в Смоленске. Ведь когда живёшь в городе, то какие-то истории слышишь, о каких-то где-то читаешь, но не всегда знаешь, как они рождаются, — рассказала посетительница ИЦАЭ Анна Галисенкова. – Больше всего мне, конечно, понравилась история про реальный случай 1992 года. Смотритель архива, расположенного в костёле, написал заявление в милицию, в котором жаловался на призрака, кидающегося валенками в сотрудников».

К концу лекции Елены Усольцевой у каждого слушателя был готов маршрут по местам обитания призраков. В него вошли и первое высотное здание Смоленска «Дом коммуны», и здание Детской художественной школы имени М.К. Тенишевой, и древние православные храмы домонгольского периода, и тот самый костёл. По словам лектора, приведений там вряд ли можно встретить, но с точки зрения архитектуры и истории создания каждый из этих объектов стоит увидеть и подробно изучить.