Создавать и совершенствовать: челябинцы поговорили об изобретениях
Челябинск
17 января

Создавать и совершенствовать: челябинцы поговорили об изобретениях

Сложно ли решить задачу, ответов на которую может быть несколько (и все правильные)? Что проще: создать устойчивую конструкцию или сочинить историю за минуту? Как научиться ориентироваться в непредсказуемых ситуациях? Об этом и не только узнали 16 января гости Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Челябинска на тематическом вечере «ИЦАЭ OPEN. Придумай то, (не) знаю что», посвящённом Дню детских изобретений.

Может ли придумать что-то уникальное и необычное ребёнок? Конечно! В истории масса подтверждений: например, Бенджамин Франклин (тот самый) в 12 лет сделал пару ласт для плавания, надевающихся на руки. Позже Франклин провёл множество научных экспериментов: доказал электрическую природу молнии, ввёл обозначения положительных и отрицательных электрических зарядов и т.д. В наше время по всему миру в день его рождения — 17 января — принято вспоминать известные открытия и изобретения детей.

О том, как росли те самые дети-изобретатели, как направить ребёнка с изобретательскими способностями и как часто писатели «видели» будущее, рассказали сотрудники Челябинской областной детской библиотеки имени В. Маяковского. Тематический книжный обзор помог гостям ИЦАЭ пополнить свой список литературы.

Например, рассказы Марка Твена были в какой-то степени пророческими и предсказывали предстоящие изобретения. Так, рассказ «Из «Лондонской таймс» за 1904 год» явно описывает интернет. «Всемирный телефон» (или «телеэлектроскоп») соединял людей в разных точках мира: «Аппарат достали и подключили к международной телефонной сети. Теперь Клейтон день и ночь звонил во все уголки земного шара, смотрел на тамошнюю жизнь, наблюдал разные диковинные зрелища, разговаривал с людьми, и благодаря этому чудесному изобретению ему стало казаться, что у него выросли крылья, и он может лететь, куда хочет».

Насколько важна логика при решении задач? Может ли отдалить от результата привычка просчитывать риски? Ответы на эти вопросы попробовали узнать участники НЕсоревнования по решению изобретательских задач.

Задания предполагали несколько правильных вариантов решения, а ещё у них отличался как формат, так и уровень сложности. Команды придумывали эмблемы для инженерных профессий, создавали устойчивые и выдерживающие большой вес конструкции, проектировали ракеты из бумаги.

Завершил программу вечера мастер-класс по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), провёл который Рифат Абдрашитов, преподаватель Международного института дизайна и сервиса, член Союза журналистов России и Союза дизайнеров России.

Согласно ТРИЗ, любая система мечтает стать идеальной, то есть стремится к идеальному конечному результату. Это, по словам эксперта, «когда системы не существует, а функция системы выполняется». Так работает платформа-конструктор Tilda: веб-дизайнера нет, а сайт создан.

Развитие любых систем постоянно тормозится и заходит в тупики. Тупик — это противоречие между элементами системы, которое сначала кажется неустранимым. Чтобы улучшить систему, нужно снять противоречия (понять, что мешает ей быть идеальной). Сделать это можно в пространстве, во времени, в отношениях или за счёт другой системы.

Вместе с экспертом гости центра применили креативную методику на практике: попробовали справиться с нежеланием вставать по утрам.

«ИЦАЭ OPEN» — проект сети ИЦАЭ. Еженедельно в 19 регионах страны Информационные центры становятся открытыми площадками, на которых любители интеллектуального досуга могут пообщаться с учёными, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов.