Скороговорки, мнемотехника и другие секреты правильной речи: в Ульяновске прошёл «ИЦАЭ OPEN: языколом»
Ульяновск
16 августа

Скороговорки, мнемотехника и другие секреты правильной речи: в Ульяновске прошёл «ИЦАЭ OPEN: языколом»

О секретах чёткого произношения и правилах запоминания правильного написания сложных слов узнали гости Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Ульяновска 15 августа на «ИЦАЭ OPEN: языколом».

Вечер начался с мастер-класса по чистой речи логопеда Дианы Алмакаевой. Участники узнали, что скороговорки — это не просто забавные фразы, которые используют логопеды в работе с детьми с нарушениями речи. Скороговорки — это еще и эффективный инструмент для разминки артикуляционного аппарата перед публичными выступлениями, а также отличный способ тренировки памяти и концентрации. Диана показала, как правильно произносить сложные звукосочетания, концентрируясь на чёткости и выразительности речи. Практические упражнения помогли всем присутствующим почувствовать, как с каждым повторением их речь становилась более уверенной и правильной.

После мастер-класса слово взяла Маргарита Королёва, учитель русского языка и литературы, старший эксперт комиссии по проверке результатов ЕГЭ и ОГЭ. Её лекция была посвящена интересным заимствованным словам в русском языке.

«Что общего у слов «компот» и «композитор»? Оба слова происходят от общего этимологического корня «ponere», что на латинском языке означает «класть, ставить». Дополнительно к этому корню добавляется латинская приставка «kom-» (означающая «со-«). Так появляются такие слова, как «композиция» (буквально «состав»), «компонент» (составная часть чего-либо), «компоновка» (составление целого из частей),»компоновать» и, конечно же, «компот» и «композитор»», — пояснила эксперт.

Она не только раскрыла секреты происхождения слов, но и предложила методы для запоминания их правильного написания. Нас всех учат, что для того, чтобы что-то запомнить, необходимо систематически повторять это. Однако часто бывает так: мы учим группу слов, пишем словарный диктант, а затем просто забываем всё, что выучили. Большинство людей сталкивается с этой проблемой. Чтобы слова остались с нами на всю жизнь, их нужно запомнить особым образом и перевести в долгосрочную память.

Один из эффективных методов запоминания сложных слов — это ассоциации. Эксперт поделилась примером такого способа: «Например, чтобы легче запомнить слово, можно придумать ассоциацию или включить его в фразу, где правильное написание станет очевидным. Так, для корней с чередующимися гласными, как в словах «рост» и «отрасль», мы с учениками придумываем истории, такие как: «ростовщик Ростислав посадил росток и открыл отрасль в Ростове». Эти ассоциации действительно помогают запомнить многие слова».

Ещё один способ, которым поделилась спикер, — это рифмы. Рифмы помогают запомнить сложные слова, и многие учителя используют этот приём, чтобы сделать процесс обучения интереснее. Также важна визуализация: когда мы рисуем буквы, которые трудно запомнить, и связываем их с образами, это значительно облегчает запоминание.

«Мнемотехника — это наука о запоминании, которая включает различные приёмы, упрощающие процесс запоминания. Существуют различные мнемотехнические приёмы, которые помогают улучшить память. Например, для запоминания новых слов полезно обратиться к их этимологии — науке о происхождении слов. Узнав, откуда произошло слово и как оно появилось в языке, можно запомнить его гораздо легче», — рассказала Маргарита Королёва.

Гости отметили, что лекция была не только познавательной, но и живой, с примерами из повседневной жизни, что помогло глубже понять материал.

«Лекция оказалась невероятно полезной. Как правильно сказала Маргарита, практика показывает, что, если мы не повторяем регулярно какую-то информацию, мы её забываем. Спикер подробно рассказала о мнемотехниках и различных методах запоминания сложных слов, которые могут существенно облегчить процесс обучения. Особенно понравился подход с ассоциациями и рифмами, которые делают сложные слова более понятными и запоминающимися. Узнала много нового и обязательно буду применять это в школе», — поделилась впечатлениями слушательница лекции Яна.

Заключительным событием вечера стала игротека. Посетители сыграли в фирменные настольные игры сети ИЦАЭ «Атомные дилеммы» и «Чепухатом», которые вызвали живой интерес и позволили участникам в игровой форме закрепить то, что они узнали за вечер.

         «ИЦАЭ OPEN» — проект сети ИЦАЭ. Каждую неделю в 19 регионах страны Информационные центры по атомной энергии становятся открытыми площадками, на которых любители интеллектуального досуга могут пообщаться с учёными, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов.