Сказки с точки зрения психологии и культуры обсудили в Ульяновске
Ульяновск
29 мая

Сказки с точки зрения психологии и культуры обсудили в Ульяновске

Почему народные сказания начинаются с запрета, что скрывает волшебный лес и зачем Бабе Яге избушка на курьих ножках — эти и другие вопросы обсудили 29 мая гости Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Ульяновска на «ИЦАЭ OPEN: сказки».

Вечер начался с химического шоу. Руководитель ИЦАЭ Ульяновска Ольга Мартыненко показала, как с помощью доступных веществ можно воссоздать знакомые сцены из любимых историй: из перекиси и перманганата калия родилась «Лампа Аладдина», сульфат меди и щёлочь помогли исследовать «пряничный домик» на содержание сахара, а мыло, йодид калия и пероксид водорода стали основой для бесконечно варящейся каши из сказки братьев Гримм.

Затем литературовед, кандидат филологических наук Виктория Арнаутова прочла лекцию «Сказка ложь, да в ней намёк» — о том, зачем читать народные сказания, если ты уже взрослый.

Свое выступление она начала с цитаты Карла Густава Юнга, который называл сказки «продуктами бессознательного», способными выразить архетипические образы и глубинные механизмы психики. «Сказка — это не просто развлечение, — пояснила эксперт. — Она работает с теми же вопросами, что и миф, но другими средствами: не объясняет, а моделирует поведение, предлагает путь, в который вписаны страх, испытание, трансформация».

Одним из первых мотивов, на который обратила внимание Виктория Арнаутова, стал запрет, с которого традиционно начинается действие в народной сказке. «Как только появляется герой, кто-то обязательно говорит ему: “туда не ходи”, — пояснила она. — Но герой обязательно пойдёт — потому что сказка начинается с нарушения». По словам спикера, этот мотив связан с древним представлением о табу и аскезе как способе взаимодействия с миром. «Табу — это не просто запрет ради запрета. Это правило, которое регулирует границы: если не нарушишь — всё будет хорошо, если нарушишь — придётся пройти через испытание. Но именно это и запускает сюжет», — отметила Виктория.

Она подчеркнула, что сама идея ограничений, за которыми скрывается сила, восходит к ранним формам культуры и сохраняется в современных историях. «Даже в сказках, придуманных совсем недавно, герой всегда нарушает что-то важное — и начинается путь», — добавила эксперт.

Одной из центральных тем стало символическое пространство сказки. Лес, река, избушка на курьих ножках — всё это, по словам Виктории Арнаутовой, метафоры перехода между мирами. «Лес — это не просто декорация, это другой мир. Герой туда входит, как в зону инициации. Он должен там умереть — символически — чтобы вернуться другим», — пояснила она. Это соответствует структуре древних обрядов: подросток уходит, проходит через испытание и возвращается уже взрослым.

Особое внимание лектор уделила фигуре Бабы Яги. «Это, возможно, самый многослойный персонаж русской сказочной традиции. Её избушка стоит на границе миров, а сама она может быть как враждебной, так и проводницей», — отметила она. В исследовательской литературе Бабу Ягу связывают с погребальными обрядами: например, образ избушки с вросшими в землю «ножками» можно трактовать как отсылку к древним курганным погребениям.

Завершая выступление, Виктория Арнаутова подчеркнула: волшебная сказка не просто реплика фольклора, она содержит в себе опыт взаимодействия человека с неизвестным. «В основе сюжета — архаичный ритуал, преломлённый временем. Герой проходит сквозь смерть и возвращается с сокровищем — будь то знание, любовь или сила», — отметила эксперт.

В завершении вечера прошел квиз – гости вспоминали сюжеты известных сказок и мультфильмов и проверяли, насколько логично действуют персонажи, если взглянуть на них с научной точки зрения. 

«ИЦАЭ OPEN» — проект сети ИЦАЭ. Каждую неделю в 19 регионах страны Информационные центры по атомной энергии становятся открытыми площадками, на которых любители интеллектуального досуга могут пообщаться с учёными, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов.