Сделано в Советском Союзе: воронежцы узнали малоизвестные факты о тетрисе
Воронеж
21 января

Сделано в Советском Союзе: воронежцы узнали малоизвестные факты о тетрисе

С историей одной из самых известных игр и её особенностями с математической точки зрения познакомились жители Воронежа на очередном «ИЦАЭ OPEN» 20 января в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Воронежа.

Это событие стало островком ностальгии по старым приставкам и виртуальным развлечениям, ведь первым этапом был турнир по тетрису. Сначала гости могли поиграть по одному или друг против друга на приставках разных времён в качестве разминки, а после этого на большом экране самые искусные участники показали своё мастерство, и по итогам были выявлены победители турнира.

Затем гости посмотрели документальный фильм о тетрисе, из которого зрители узнали, что эта игра, первоначально изобретённая и разработанная советским программистом Алексеем Пажитновым, была выпущена в 1984 году. Изобретатель был вдохновлён популярной в то время игрой «Пентамино», где фигурки состояли не из четырёх, а пяти элементов. За права на эту игру происходила жёсткая битва между гигантами видеоигр Nintendo и Atari, в которой все же победила Nintendo, известная также своими играми «Super Mario» и «Легенда о Зельде».  Тетрис настолько полюбился людям, что вошел в список десяти важнейших компьютерных игр в истории, а дети и взрослые всего мира и сейчас с удовольствием в него играют.

Финалом «ИЦАЭ OPEN» стала научно-популярная лекция «Математические модели и вероятности в тетрисе» от преподавателя кафедры алгебры и математических методов гидродинамики математического факультета Воронежского государственного университета, младшего научного сотрудника НИИ математики Александра Болдырева. Он рассказал гостям о том, как работает в тетрисе теория вероятности, почему с математической точки зрения есть более полезные и опасные фигуры и каким образом подбирается каждая следующая фигура.

«Первая оригинальная версия игры имела рандомизатор без смещения. На выбор следующей фигуры ничего не влияло, она просто выбиралась и показывалась игроку. При использовании такой технологии возникают ситуации, в которых игрок получает последовательность из одной фигуры, которая называется «потоп», или последовательность, в которой отсутствует определённая фигура, называемая «засухой». Это иногда очень мешало игре. Однако позже были введены новые рандомизаторы, которые учитывали количество используемых программой фигур и примерно уравнивали вероятность выпадения каждого из элементов», — объяснил Александр одну из основополагающих механик тетриса.

В конце лекции спикер подвёл итог: «Тетрис – очень интересный пример захватывающей игры с отрицательной мотивацией. Игрок в процессе не видит своих успехов, а видит только свои неудачи, состоящие из плохо поставленных фигур, из-за чего образуются пробелы, которые остаются даже после уничтожения определённых линий. Добавляется ещё факт того, что игра является бесконечной. Но создатель тетриса как-то сказал, что в «Тетрисе» не важно, конечный он или бесконечный, ведь люди получают удовольствие от игры».

«ИЦАЭ OPEN» в Воронеже проходит каждый четверг. Анонсы будущих событий можно найти на сайте https://myatom.ru и в группе «Вконтакте» https://vk.com/atomvrn