«Сделал открытие? Расскажи!»: смоленские школьники узнали о формате ТЕD в информационном центре по атомной энергии
16 мая в смоленском информационном центре по атомной энергии состоялась лекция «Организация работы с молодежью: информационные технологии». Ее представила Анна Самарина, кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры информационных и образовательных технологий физико-математического факультета Смоленского государственного университета.
ПРЕЗИДЕНТ ГОВОРИТ!
Современная стремительно развивающаяся наука стремится быть понятной, а направление science communications (научные коммуникации) становится приоритетом для ведущих мировых организаций. Ученым, особенно молодым, важно уметь донести свои мысли до широкой аудитории: от этого зависит не только их личная известность, но и судьба научных исследований. Ведь чтобы получать гранты, приходится учиться быть понятным даже для далеких от науки людей.
Анна Самарина продемонстрировала студентам и педагогам социального, филологического и естественно-географического факультетов возможности использования коммуникационных технологий в современной науке на примере проекта TED.
Этот частный некоммерческий фонд известен своими ежегодными конференциями, миссия которых состоит в распространении уникальных идей по всему миру. Записи TED-лекций можно увидеть на ведущих сайтах Всемирной паутины. Темы выступлений самые разнообразные: от бизнеса, политики и искусства до глобальных проблем и развлечений. О той или иной проблеме рассказывают совершенно разные люди, среди которых — и Нобелевские лауреаты, и бывший президент США Билл Клинтон. По словам Анны Самариной, сегодня среди современной молодежи модно слушать подобные выступления, что неудивительно. Во-первых, познавательно, во-вторых, отличный способ подтянуть английский.
«СЪЕШЬ КОНФЕТКУ, ДЕТОЧКА!»
Используя компьютерные технологии смоленского информцентра, участники лекции познакомились с некоторыми наиболее популярными лекциями TED.
Известный шеф-повар Джеймс Оливер очень обеспокоен отсутствием культуры питания жителей США и Англии и пытается решить проблему, обсуждая ее с публикой. Оказывается, среднестатистический американец съедает в год целую тележку сахара, а английские школьники путают баклажан с грушей и не знают, как выглядит свекла.
Сильное эмоциональное воздействие на молодых людей оказало выступление девушки, которая преодолела опухоль головного мозга. Всего за пять минут она рассказала зрителям, как важно ценить каждое мгновение жизни.
Но больше всего смоленских студентов впечатлило выступление психолога, который рассказал об эксперименте над маленькими детьми. Нужно было определить, кто из них станет успешным в будущем. Перед малышами положили конфетку и попросили не есть ее в течение 15 минут.
«Чтобы вы понимали: это все равно, что, если бы вы заказали кофе, а вам ответили, что принесут его через два часа», — обратился ведущий к публике. Все дети вели себя по-разному: кто-то не удержался и съел конфету сразу, кто-то все-таки дотерпел. Но самой оригинальной оказалась маленькая девочка, которая съела начинку, а оболочку оставила целой.
Продолжая знакомство с информационными технологиями, студенты приняли участие в интерактивном опросе. Лектор предложила молодым людям высказать мнение о теме лекции, об увиденных выступлениях и оценить свой эмоциональный отклик на каждое из них. Результаты анкетирования были обработаны в автоматическом режиме.
По окончании лекции студенты и преподаватели обсудили новые форматы взаимодействия ученых с массовой аудиторией и компьютеризацию образования. По мнению аудитории, использование новых информационных технологий улучшит качество преподавания, станет стимулом участвовать в уже известных проектах и создавать собственные для молодежи.