«Русский язык – точная наука»: во Владимире завершился фестиваль «Атом+»
Владимир
15 декабря

«Русский язык – точная наука»: во Владимире завершился фестиваль «Атом+»

Программа второго дня фестиваля педагогических практик «Атом+» началась с лекции лингвиста Антона Сомина «Слова-мутанты: что происходит, если изменения идут не по правилам». Ученики и педагоги владимирской гимназии №3 узнали, как фонетические процессы в русском и других языках меняют облик слов.

«Лингвисты никогда не говорят, что язык стал лучше или хуже, что он сейчас «испортился». Язык меняется, и в любой период своего существования он одинаково хорош, а происходящие в нём изменения лингвисты фиксируют и изучают», — начал Антон Сомин.

В любом языке остаются своеобразные рудименты – остатки старых грамматических форм. Например, у существительных во множественном числе часто встречается окончание -ы: мосты, полы, столы. Но есть и слова с окончанием -а: глаза, бока, берега. Это окончание было характерно для уже утраченного двойственного числа, которое в древнерусском языке использовалось для обозначения парных предметов.

«Можно сказать, что у нас есть лингвистическая машина времени, благодаря которой мы можем представить, как выглядели языки 6-8 тысяч лет назад», — отметил Антон Сомин. Это результат огромной работы по сопоставлению родственных и неродственных языков, позволивший выявить закономерности их развития.

Гимназисты порешали лингвистические задачи, благодаря которым узнали, что превращение местоимения «какие-то» в разговорное «кит», а здравствуйте» в короткое «здрасьте» или даже в «сть» — это результат фонетической эрозии. А педагоги убедились, что решение лингвистических задач вызывает у школьников интерес к языку.

Руководитель ИЦАЭ Владимира Кирилл Губин рассказал владимирским педагогам о просветительских проектах Росатома Homo science и «Атомный урок». Первый проект позволяет учителям и ученикам знакомиться с новейшими научными трендами, а также самостоятельно разрабатывать контент и принимать участие в конкурсах и проектной деятельности, а участие в «Атомном уроке» может принести финалисту участие в просветительской детской экспедиции «Ледокол знаний» на Северный полюс.

Новое занятие «Источники энергии» из серии «Атомный практикум» презентовала учителям Анастасия Горлова, специалист отдела оценки и развития АО «ОКБМ Африкантов», инженер электроэнергетических систем и сетей.

Анастасия рассказала о пользе занятия для школьников и о полезных навыках, которые они могут получить. «Во-первых это расширение кругозора в области энергетики, во-вторых ответственное отношение к энергопотреблению. Ребята узнают, что такое углеродный след и как его минимизировать. На основе полученных знаний они смогут испытать себя в роли создателей экологичной и эффективной энергосистемы на неизведанной планете в рамках кейс-игры «Колонизация планет». Кроме того, ребята познакомятся с концепцией «Зелёного квадрата» и узнают, какой энергетике будет отдаваться предпочтение в бедущем», — пояснила эксперт.

Анастасия также уделила время рассказу о программах и проектах госкорпорации «Росатом», направленных на раннюю профориентацию молодёжи и популяризацию атомной отрасли.

Вечером Антон Сомин рассказал учителям русского языка о том, по каким принципам строятся задания конкурса «Русский медвежонок» и лингвистических олимпиад. Лингвист входит в число их авторов.

«Некоторые участники возмущаются: зачем в олимпиаде по русскому языку задания на якутском, корейском или китайском? Но для их выполнения совершенно не обязательно знать эти языки. Любую задачу можно решить с помощью логики, и в этом плане русский язык – это тоже точная наука, в которой существуют строгие закономерности, и они легко обнаруживаются внимательным наблюдателем, даже если он не лингвист», — объяснил Антон Сомин. Решая задания «Русского медвежонка» и олимпиад, посетители лекции выучили дни недели на якутском, перевели на китайский и финский язык несколько фраз, а также вспомнили исконные и заимствованные слова.

Завершился фестиваль педагогических практик «Атом+» интеллектуальной игрой «Адреналин». В первом туре участники отвечали на вопросы, посвящённые ИЦАЭ Владимира и всей сети. Вопросы второго и третьего туров были посвящены школьным дисциплинам и научным фактам.

Организаторы фестиваля «Атом+» — сеть Информационных центров по атомной энергии и проект Homo science. За два дня участниками событий фестиваля стали 300 педагогов, студентов педагогических специальностей и старшеклассников.