Ростовчане узнали о важности СМП и развитии атомного ледокольного флота
Ростов-на-Дону
15 июня

Ростовчане узнали о важности СМП и развитии атомного ледокольного флота

Об истории ледоколов, их устройстве и о единственном в мире атомном ледокольном флоте рассказал эксперт ИЦАЭ Алексей Боровик участникам научной встречи «Всё, что вы хотели знать о ледоколах: от коча до «Лидера»», прошедшей 13 июня в рамках проекта «ИЦАЭ OPEN».

Алексей Боровик подчеркнул важность для развития страны освоения богатств Арктики и использования Северного морского пути. Однако это невозможно без мощного ледокольного флота, отметил эксперт.

Его история начинается со строительства первого в мире буксира ледокольного типа, который начал прокладывать путь во льдах Финского залива в конце XIX века. Днище и нос буксира были устроены подобно поморским лодкам – кочам, издавна ходившим в северных морях. Именно с этого буксира началось создание больших ледоколов, открывших возможность использования северных территорий.

Важнейшим шагом в освоении Арктики явилось строительство первого в мире атомного ледокола «Ленин», вступившего в строй в 1959 году. С этой даты началась история единственного в мире атомного ледокольного флота, обеспечивающего сегодня России надёжное развитие северных территорий.

Лектор рассказал об этапах развития атомного ледокольного флота, особенностях конструкции корпуса, основных узлах и возможностях современных атомных ледоколов.

«Новые универсальные ледоколы серии 22220 являются одним из ключевых факторов, обеспечивающих текущее развитие Северного морского пути», — подчеркнул спикер. Благодаря своей динамической осадке они могут и заходить в порты на протяжении всего СМП, и проходить весь маршрут, осуществляя ледовую проводку большую часть года. На данный момент в российских водах Северного Ледовитого океана ходят три ледокола этой серии — «Арктика», «Сибирь» и «Урал», в конце 2024 года планируется ввод в эксплуатацию ледокола «Чукотка», а через год следующего – «Якутия». Кроме того, в начале 2024 года заложен шестой ледокол серии «Ленинград». Эти атомоходы могут ломать лед толщиной до 2,9 метров и развивать скорость до 55 узлов.

В настоящее время ведётся строительство новых, более мощных ледоколов. Ледоколы проекта «Лидер», способные преодолевать 4-метровые льды, обеспечат круглогодичную проводку самых крупных судов по Северному морскому пути.

На вопрос, как на атомный ледокол доставляют топливо, спикер объяснил, что атомные ледоколы могут работать семь лет без дозаправки. За такое же время их дизельные аналоги израсходовали бы 540 тысяч тонн топлива. Реактор, который установлен у них на борту, мог бы обеспечивать энергией целый город.

«О том, что Россия единственная страна, обладающая атомным ледокольным флотом, я, конечно же, знала. Но для меня стало новостью, что «Росатом» развивает не только атомное направление, но и планирует построить четыре дизельных ледокола, поскольку существенное расширение инфраструктуры позволит снизить стоимость ледокольных услуг и существенно увеличить грузопоток по СМП», — поделилась впечатлениями Анастасия Чумакова, научный волонтёр ИЦАЭ, студентка первого курса Санкт-Петербургского государственного университета.

Каждый четверг ИЦАЭ Ростова-на-Дону работает в формате открытой площадки для любителей науки всех возрастов. В этот день гостей центра ждут познавательные мастер-классы, интеллектуальные и подвижные игры, встречи с научными экспертами и научно-популярные ток-шоу.