Работу мозга при изучении иностранных языков обсудили на ИЦАЭ OPEN в Кирове
Как работает мозг билингвальных людей и как эффективнее изучать новые языки, рассказали эксперты на ИЦАЭ OPEN 8 июня в Кирове.
Начался вечер с лекции кандидата биологических наук, нейрофизиолога Марины Морозовой. Она отметила, что человек имеет предрасположенность к речи, но она может и не развиться – пример Маугли. «При освоении любого языка, включая родной, задействованы не только слуховые, но и зрительные центры – важно видеть артикуляцию», – пояснила эксперт.
По её словам, у естественных билингвов (которые до 5 лет растут в двуязычной среде и сразу запоминают два названия одного предмета) при переключении с одного языка на другой задействована нейросеть, связанная с артикуляцией. У тех, кто знакомится со вторым языком после 5 лет, переключение контролирует уже лобная доля. Для этого им нужно немного задуматься, тратится дополнительная энергия.
Далее лектор пояснила, что происходит в мозге при изучении языка.Как и при любом обучении мозга, нейроны образуют новые контакты – синапсы, строятся нейронные сети. Важно, какую плотность будут иметь эти нейронные сети. Более плотные связи появляются в височной доле (ответственна за долговременную память) и лобной (отвечает за мышление и сложные формы поведения), более плотным становится белое вещество. Для успешности применения языка нужен артикуляционный аппарат. Поэтому он тоже развивается, а также зоны мозга за него ответственные.
Развиваются центры обобщения в теменной зоне. «Кстати, вместилище жизненного опыта находится там же. Поэтому люди, которые знают несколько языков, к пониманию культурных ценностей люди относятся по-другому», – заметила спикер.
Марина Морозова дала советы, как изучать язык успешнее с точки зрения физиолога. Во-первых, постоянно коммуницировать. Так как для освоения речи важны эмоции, а для сохранения нейронных связей необходимо постоянное применение. Связывать обучение с движением. Тренировать дыхание (так как мы говорим на выдохе). Видеть артикуляцию других людей. Связывать уроки с культурой страны для закрепления ассоциативных связей. А также изучать язык постепенно, но систематично.
Эксперт отметила, что неиспользуемый язык быстро забывается и пояснила, почему так происходит. Нервная система любит себя оптимизировать. Нейрон должен постоянно понимать, что синапсы существуют. Если язык не применяется, просто так тратить энергию на проверку и содержание неиспользуемых синапсов, ей не хочется. Происходит прунинг – сокращение избыточных синапсов или нейронов для повышения эффективности нейросети.
Зрители спросили, верно ли утверждение о том, что изучение языков – защитит от деменции? «Исследования говорят о том, что изучение языков в почтенном возрасте от 4 до 7 лет отодвигает болезнь Альцгеймера. Отодвигает, но не предупреждает. Однако изучение языков – протектор тех болезней, которые приводят к нарушению движений», – ответила спикер.
Во второй части вечера гости ИЦАЭ OPEN приняли участие в мастер-классах. Первый провела руководитель лингвистического центра «Лицо» Наталья Гончарова. Она предложила собравшимся вместе пропеть англоязычную песню, параллельно заполняя в её тексте пропущенные слова. «Пропевая английские слова, мы лучше их запоминаем», – поделилась Наталья.
Следующий мастер-класс провела тренер по психологии голоса Виктория Масленникова. Она организовала небольшую зарядку, чтобы раскрепостить тело. «Как уже говорила Марина Алексеевна, мы произносим слова на выдохе. Поэтому в изучении языка важно глубоко дышать и уметь раскрепощать тело», – заметила эксперт.
«ИЦАЭ OPEN» — это разнообразная программа для разновозрастной аудитории. Каждый четверг двери центра открываются для любителей науки, технологий, интеллектуальных игр и мастер-классов.