Путешествие в мир науки и приключений: как отметили четвертый день рождения ИЦАЭ Курска
Курск
11 декабря

Путешествие в мир науки и приключений: как отметили четвертый день рождения ИЦАЭ Курска

Постичь тайны суперпозиции и посмотреть фильм глазами учёного, узнать, когда начался советский атомный проект и какие цели он преследовал, а так же увидеть финал регионального этапа II Межрегионального турнира по дебатам «Убеди меня» среди школьников и студентов смогли куряне 9 и 10 декабря на Атомном дне рождения Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Курска, которому исполнилось 4 года.

День 9 декабря начался с лекции научного переводчика сериала «Теория большого взрыва», который наглядно доказал, что даже серьезные ученые умеют шутить. Под руководством Марка Ширченко, кандидата физико-математических наук, старшего научного сотрудника Лаборатории ядерных проблем Объединённого института ядерных исследований, а также научного переводчика культового сериала «Теория большого взрыва» участники посмотрели фрагменты сериала-спин-оффа «Детство Шелдона», обсудили ключевые научные идеи, поднятые в фильме, и углубились в основы квантовой механики.

Особенное внимание было уделено разъяснению Копенгагенской интерпретации – одной из основных концепций квантовой физики. Марк рассказал о знаменитом мысленном эксперименте – коте Шрёдингера, демонстрирующем парадоксальность поведения субатомных частиц. Согласно данному принципу, объект находится в суперпозиции состояний (кот одновременно «живой и мертвый»), пока не произойдет наблюдение, приводящее к коллапсу волновой функции.

Обсуждение привело слушателей к лучшему пониманию тонкостей квантовой теории и дало пищу для новых размышлений о нашем восприятии реальности.

«Лектор доступно и интересно объяснил сложные понятия квантовой физики, используя сцены из сериала «Детство Шелдона». Юмор, наглядные примеры и чёткость подачи материала делали лекцию яркой и привлекательной. После основного выступления Марк охотно отвечал на вопросы, никого не оставляя без внимания. Атмосфера в зале была теплая и вдохновляющая, подростки проявляли искреннюю заинтересованность и активно участвовали в обсуждении. Такой подход помогает пробудить интерес школьников к науке и стимулирует дальнейшее обучение. Благодарим организатора и лектора за полезный и вдохновляющий опыт» – поделилась Наталья Сасина, учитель математики МБОУ «Свободинская СОШ»

Во второй половине дня участники погрузились в захватывающий игровой процесс детективной игры «Дело №80. Урановый проект», проведённой непосредственно самим Марком Ширченко. Как опытный физик-ядерщик он помогал участникам разобраться в хитрых аспектах атомного дела, комментируя происходящее с точки зрения физической науки. Интерактивный формат позволил каждому игроку прочувствовать атмосферу реального разведывательного задания, попутно узнавая новые подробности из истории советской науки.

Игрокам пришлось продемонстрировать быстроту реакции, внимательность, наблюдательность и совместную работу для решения сложной задачи. Марк поддерживал игровую атмосферу, щедро делясь комментариями и подсказками, способствуя вовлечению всех присутствующих в процесс.

Марк Ширченко посетил Курск в рамках федерального проекта сети ИЦАЭ «Энергия науки». Это научно-просветительский проект, который знакомит жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями – лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты из разных регионов страны рассказывают о самых передовых экспериментах и теориях, открытиях и гипотезах.

10 декабря состоялась финальная битва регионального этапа II Межрегионального турнира по дебатам «Убеди меня» среди школьников и студентов. Проект «Убеди меня» призван развить важнейшие современные компетенции, известные как «формула 4К»: коммуникативные способности, умение мыслить критически, проявлять креативность и эффективно сотрудничать. Эти навыки становятся особенно востребованными в условиях быстро меняющегося мира и растущих требований к специалистам всех отраслей экономики.

Осенью 2025 года состоялся региональный этап, в ходе которого соревновались сразу 24 курских команды. Каждая команда приняла участие в трёх играх, демонстрируя своё владение искусством убедительной речи и логики.

По итогам отборочного этапа в полуфинал прошли 6 команд, а в финал вышли две сильнейшие команды: «Голос Свободы» и «Добро». После напряжённого противостояния победа досталась коллективу «Голос Свободы», продемонстрировавшему высокий уровень аргументации и способность находить эффективные решения в сложных ситуациях.

Теперь команда-победительница представит регион на федеральном этапе турнира, который состоится в январе-феврале 2026 года. По правилам олимпийской системы, соперники будут бороться друг с другом в матчах на выбывание, стремясь доказать своё превосходство в мастерстве убеждения и полемической грамотности.

Формат соревнований построен таким образом, чтобы стимулировать активное взаимодействие между участниками и способствовать всестороннему раскрытию потенциала каждого игрока. Четыре раунда («Заявление позиции», «Критика», «Вопросы и ответы», «Заключительное слово») позволяют развивать навыки публичной речи, критического анализа и умения оперативно реагировать на возникающие вызовы.

Кроме самого процесса состязания, важной составляющей проекта являются занятия, направленные на подготовку будущих участников. Они включают теоретические лекции, практические семинары и мастер-классы, помогающие освоить основы аргументации, риторику и методы эффективного взаимодействия внутри коллектива.

Турнир «Убеди меня» продолжает свою успешную историю в Курской области, начатую ещё в 2023 году. В 2024 году курские школьники показали высокие результаты, став победителями I Межрегионального турнира.

«Участие в турнире “Убеди меня” стало настоящим испытанием и огромным подарком одновременно. Мы долго готовились, работали над своими речами, аргументами и даже шутками. Но главным достижением считаю не столько нашу победу, сколько тот невероятный опыт, который мы получили», — поделился Илья, участник команды «Голос Свободы».

Турнир «Убеди меня» становится уникальным инструментом воспитания новых поколений профессионалов, готовых решать самые сложные задачи современности. Ожидается, что предстоящий федеральный этап станет ярким событием, позволяющим выявить лучших представителей российского сообщества дебатов.

Проекты подобного уровня играют важную роль в формировании интеллектуальной элиты страны, способствующей решению глобальных проблем современности. Участники приобретают ценные знания и навыки, необходимые для успешной профессиональной карьеры и личного роста.