Психология, искусство, безопасность: красноярцы узнали больше об атомной энергетике
Как развитие атомной энергетики повлияло на мир искусства? Почему и когда возникла радиофобия? Какие существуют меры радиационной безопасности? На эти и другие вопросы, касающиеся радиации, узнали ответы гости тематического вечера «ИЦАЭ OPEN: радиация и мы», который прошёл 15 августа в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Красноярска.
С лекциями выступили три спикера: кандидат технических наук, доцент кафедры техносферной и экологической безопасности СФУ Людмила Кулагина, а также эксперты информационного центра филиала «Железногорский» НО РАО – психолог Екатерина Добреля и искусствовед Юлия Гринько.
Тему «Радиофобы: кто они и что о них известно?» обсудила со слушателями Екатерина Добреля.
«Радиация невидима, бесцветна, она не обладает ни вкусом, ни запахом. Идеальные условия для того, чтобы у человека, не погружённого в физику и химические процессы ядерных реакций, начала складываться некоторая тревожность по отношению к этому явлению. Если тревожность перерастает в панический страх, навязчивые движения, боязнь выйти из дома и притрагиваться к обычным предметам – это уже проявления радиофобии, – рассказала спикер. – И зарождаться она начала ещё задолго до строительства первой АЭС в мире. Так, например, рекламный плакат голливудской кинокартины “Невидимый луч”, вышедшей в 1936 году, повествует о сумасшедшем учёном, который начал светиться от радиоактивности», — рассказала психолог.
Она подчеркнула, что радиофобия не всегда связана с радиацией и радиоактивным излучением: «Человек может страдать тревожностью от неведомого источника излучения, исходящего от разных предметов: телевизора, телефона или микроволновой печи, и в том числе от внешних источников воздействия – от окружающей среды, от леса, от Солнца, от каменных гранитных покрытий».
По словам эксперта, радиофобия появляется от незнания и отсутствия информации, как и любой страх. Люди не обладают достаточной информацией ни о радиации, ни о том, что именно является её источником и представляет опасность, и начинают бояться, хотя эти страхи безосновательны: «Радиация – это часть жизни любого человека. И каждый человек получает в год свою дозу радиации – 2000 мкЗв. При компьютерной томографии, которую делают в больницах, пациенты получают 7000 мкЗв. Профессия с самым высоким уровнем получения радиации – это космонавт, он за 1 год нахождения на станции получает 160.000 мкЗв. Но этому же уровню радиации подвергаются и курильщики, которые в среднем тоже получают 160.000 мкЗв радиации каждый год».
Следующей выступила искусствовед Юлия Гринько, которая рассказала о влиянии ядерной энергетики на искусство: начиная с Дали и его «Атомной Леды» и заканчивая современными художниками. «Например, в середине ХХ века в искусстве появляется направление “атомпанк”, которое характеризуется описанием следующих тем: повсеместное применение атомной энергии в промышленности и быту; оружие и бытовые приборы на основе лазера; роботы / огромные роботы; высокие технологии; покорение и освоение космоса и так далее, – поделилась спикер. – Если говорить о современном искусстве, то один из ярких примеров – “Черный квадрат XVII” художницы Тарин Саймон. Даты создания этого произведения искусства: 2015 – 3015, а материалы – стекло и радиоактивные отходы. Сейчас это просто квадратное отверстие в бетоне, но через 1000 лет, когда определённые радиоактивные отходы станут безопасны для человека, они будут помещены в этот квадрат».
Вечер завершился лекцией «Радиационная безопасность» Людмилы Кулагиной. «Эволюционно у нас не выработался механизм противостояния ионизирующему излучению. Возможно, потому что наши предки жили в условиях допустимого уровня этого излучения, иначе у нас бы появился панцирь, как у броненосца, или доспехи, как у рыцаря, которые бы нам помогали излучению противостоять, – рассказала спикер. – Хотелось бы коротко рассказать о трёх видах радиационного излучения: альфа, бета и гамма. Они отличаются ионизирующей и проникающей способностью. Если говорить о проникающей способности, то от альфа-излучения можно уберечься листом бумаги, от бета – алюминиевым листом, а чтобы защититься от гамма-излучения необходим бетонный бункер».
Людмила также коснулась вопроса, который беспокоит всех красноярцев: как сделать воздух Красноярска чище: «Одно из известных решений – это уход от тепловых энергетических станций, которые работают на углеводороде. Если сравнить потребление теплоэлектростанции с атомной, то можно привести такие цифры: одна АЭС потребляет 1 вагон топлива в год, одна ТЭС – 2 вагона угля в день. При этом от атомной станции нет никаких выбросов. Мы понимаем, что, если случится авария, то последствия будут трагическими, но вероятность работы в постоянном штатном режиме близка к 100 процентам, так как атомная энергетика проверяет и перепроверяет всё по несколько раз. Наверное, нет ещё одной такой сферы, где бы так тщательно следили за безопасностью».
В ИЦАЭ Красноярска регулярно проходят мероприятия различных форматов. Любители интеллектуального досуга могут пообщаться с учёными, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов.